Шаблоны LeoTheme для Joomla.
GavickPro Joomla шаблоны

«Православное Осколье» рассказало об Ахтырском храме Старого Оскола

https://pravosk.ru/wp-content/uploads/2024/09/zagruzhennoe.pngИнформационный Митрополичий центр «Православное Осколье» рассказал об Ахтырском храме Старого Оскола.

В сообщении Александра Гончарова говорится: «Ахтырскую икону Божией Матери невозможно спутать ни с одним образом Пречистой Девы Марии. Она отличается своей особой композицией. Пресвятая Богородица находится перед распятием Сына Божиего, ее лик наполнен тихой скорбью и скрытой радостью в надежде Воскресения, а расположение рук дополнительно подчеркивают настроение, заложенное в сам сюжет.

Надо сказать, что на Руси имелось множество храмов, часовен, приделов, освященных в честь икон Богородицы, Ахтырский образ не стал исключением.

В Старом Осколе тоже существовала церковь в честь чудотворной Ахтырской иконы Божией Матери. Она находилась на старом городском кладбище и являлась наследницей более давнего деревянного храма во имя мучеников Гурия, Самона и Авива.

Ахтырский каменный храм освятили в 1822 году.

Краевед А. Агеев сообщает: «В слободе Гусевка (ныне ул. 17 Героев) в XIX веке проживали православные цыгане, которые во главе с Гурьяном Коржовым принимали самое активное участие в строительстве каменного храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Ахтырской». В день престольного праздника в город приезжали цыгане из села Шмарного. Кочевой народ, обосновавшийся на Оскольской земле, был очень набожным и трудолюбивым. В храм приходили семьями, каждый раз празднично одетые».

Церковь была построена в один этаж с основанием в виде креста. Вход в храм находился со стороны современной братской могилы советских воинов № 1 (улица Ленина). Длина здания составляла 32 метра, ширина 21,5 метра, высота 30 метров. Имелось всего два купола – на самом здании храма и на колокольне. Шесть колоколов имелись еще по завершении строительства, а седьмой был получен попечением церковного старосты Стефана Михайловича Коренева.

Предполагалось изначально, что храм не будет иметь прихода, а функционировать он станет за счет исполнения треб и при помощи городской казны.

С архитектурной точки зрения церковь вышла достаточно простой, но это совершенно не значит, что она не являлась украшением городского ландшафта. Здесь важную роль играло и само здание и замечательный прихрамовый сад. К тому же он помогал и содержать саму церковь. Сад сдавался в аренду. И доход Ахтырской церкви от сада в конце XIX века составлял 50 рублей. В начале ХХ века же от аренды поступало около 200-300 рублей.

Жителям Старого Оскола сад очень нравился, и они даже любили в нем гулять.

Так как храм в честь Ахтырской иконы Божией Матери явился наследником церкви во имя мучеников Гурия, Самона и Авива, некогда бывшей соборной, то он получил, скорее всего, из нее напрестольное Евангелие, напечатанное по благословению патриарха Иосифа в Москве в 1644 году.

По данным из «Метрики Ахтырской (кладбищенской) церкви для получения верных сведений о древне-православных храмах» от 1887 года в храме находились чтимые иконы – святых мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива и Пречистой Богородицы, именуемой «Отрада и Утешение».

Безусловно, небогатому храму пришлось бы тяжело без благотворителей. Главным из них стал старооскольский купец 2-й гильдии Илларион Илларионович Симонов.

Краевед-историк А. П. Синдеев сообщает: «Старанием церковного старосты Иллариона Илларионовича Симонова в 1878 году весь храм был оштукатурен; в 1887 году поправлена ограда и устроены с южной стороны ворота. В 1889 году старанием и на средства И. И. Симонова старое здание при церкви было приспособлено для церковно-приходской школы, открытой в память чудесного спасения семьи императора Александра III во время крушения царского поезда 29 (17) октября 1888 года. Для ее благоустройства церковный староста И. И. Симонов купил на свои средства мебель, учебные пособия, а затем и само содержание и жалованье учителю взял всецело на себя (более 600 рублей), и, благодаря его материальному участию и старанию священника Михаила Рождественского, школа находится в прекрасном состоянии».

Здесь отметим, что церковь, как и другие храмы Старого Оскола, активно содействовала развитию народного образования, пусть и при прямой поддержке купца Симонова.

В книге «Сказы старого города» краевед Валентин Евгеньевич Гладков так характеризует Симонова: «Этот человек сделал для родного города очень много хорошего, много добра, и ему было присвоено звание почетного гражданина города. Этого человека в городе знали все. Как говорится, и стар, и мал. Общественно-благотворительная деятельность И.И. Симонова началась, пожалуй, в 1876 году, когда его избрали гласным (депутатом) городской Думы. Создал при кладбищенской церкви огромный сад, который служил любимым местом для прогулки горожан. В 1880 году он внес значительный вклад в строительство двухэтажного здания Александровской богадельни для престарелых граждан. В 1883 году Симонов был избран председателем городской Думы. Он курирует городское “Общество пособия бедным”. Помогает ему материально. Илларион Илларионович проявил старание при открытии в Старом Осколе уездного духовного училища, а при нем – общежития и большой столовой. В 1884 году построил резервуар для воды, водопроводную башню. Улучшил пути сообщения в городе. На благоустройство города пожертвовал 15 тысяч рублей. По тем временам большие деньги!».

Могила Иллариона Симонова сохранилась и до наших дней на старом городском кладбище.

А вот судьба храма в честь Ахтырской иконы сложилась печально. После революции 1917 года и гражданской войны в стране восторжествовала атеистическая власть, которая поставила своей целью закрытие большинства православных храмов. Но пришла и другая напасть – в 30-е годы церковь захватили церковные раскольники-обновленцы. За храмом они смотрели плохо, община их распалась к 1938 году. Итогом явилось решение Старооскольского горсовета, которое гласило: «В связи с тем, что имеющаяся верующая группа обновленцев при кладбищенской церкви распалась, священнослужитель от дальнейшего служения отказался, просить президиум райисполкома о закрытии означенной церкви» (Выписка из протокола № 74 заседания президиума Старооскольского горсовета от 05 июля 1938 года). В августе 1938 г. Курский облисполком постановил: «Кладбищенскую церковь закрыть, передав таковую в распоряжение райисполкома на снос».

Из воспоминаний старожилов нашего города известно, что далее происходило с храмом. Николай Николаевич Тулинов рассказывал: «Наша Ахтырская церковь разрушалась так же, как и остальные городские. Ее не поджигали, а просто разорили. Храм сначала закрыли. Все забрали, и там образовался склад для ссыпки зерна. Это зерно несколько лет лежало, потом забрали. Приезжала специальная бригада для разрушения. Снимал купол и раскрывал все железное кровельщик Красников (Косой по-уличному). Ни один из жителей себе кирпичей не брал. Церковь стояла на кладбище. Мальчишкой я здесь был. Проходил мимо, когда сбросили колокол с нашего храма. Кусочек колокола откололся и мне под ноги упал. Я его взял. Это было где-то в 1936–1937 годах. Колокола, наверное, на переплавку отправили. Наша церковь была хорошая. Размерами была такая же, как церковь на Гумнах. Часовня была на кладбище. Рядом с часовней мои родные похоронены».

А от Михаила Валентиновича Веселовского мы узнаем: «Помню Ахтырский храм на кладбище, меня туда бабушка водила маленького, и часовню видел тогда же, мраморная была, поэтому и запомнил. Ломали ее после войны, где-то в 1950-е годы. Помню, иду как-то мимо, смотрю, а ее уже нет, разобрали».

Сейчас от храма в честь Ахтырской иконы Божией Матери осталась только арка от входа через ограду. Но есть Божия справедливость: мы в XXI столетии больше вспоминаем строителей, чем разрушителей. А храм стоит где-то в вечности. И в нем идет служба перед чудотворной иконой».   

Оставить комментарий

Наверх