«Православное Осколье» завершило цикл бесед о Ветхом Завете
Информационный Митрополичий центр «Православное Осколье» завершает цикл бесед о Ветхом Завете, подготовленных священником Андреем Коровиным.
Как отмечает отец Андрей в последней беседе, «Подводя итоги этого необыкновенного путешествия по книгам Священного Писания, на этот раз хочется обратить взгляд читателей к Завету Новому».
Отец Андрей пишет: «В предыдущих статьях я уже использовал цитаты из книг Нового Завета, приводя слова самого Христа для убеждения или подтверждения тех или иных событий из Ветхого Завета (см. статью о царе Давиде и др.). Сейчас же я предлагаю пойти тем же путем и посмотреть на ветхозаветную историю через призму Евангелия и апостольских посланий в целом.
Все повествование Ветхого Завета подготавливает читателей к одному важному событию – Боговоплощению: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14). Эти слова мы встречаем уже в первых главах Евангелия от Матфея и Марка (Мф. 1:21; Мк. 1:31). Не буду останавливаться подробно только на пророчествах о Христе, но отмечу, что в книгах Ветхого Завета можно насчитать более 400 отсылок к будущему, так или иначе связанных с Мессией. Эти места подробно или косвенно указывают на обстоятельства Его рождения, предательства, крестных страданий и Воскресения.
В Евангелии от Луки мы видим эпизод, где двенадцатилетний подросток Иисус, будучи в Иерусалиме, общается с учителями закона Моисеева: «…все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его» (Лк. 2:47). Здесь можно смело говорить о том, что Иисус дискутировал с учителями о том, что содержится в книгах Ветхого Завета. И рассуждал Он не просто верно, но и мудро.
Это указывает не только на знание, но и на веру в написанные слова. Параллельный стих указывает нам на Евангелие от Иоанна, где Христос уже в тридцатилетнем возрасте стал учить в храме: «И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись?» (Ин. 7:15). Христос великолепно знает Писание. Более того, Он им же и обличает книжников и фарисеев. Хорошо этот момент описан в Евангелии от Луки (см. Лк. 11:39–52). Мы не будем останавливаться на этом фрагменте подробно, а лишь отметим, что Христос не отвергает ветхозаветное учение, а ставит его в особое положение – для апеллирования с законниками.
Оставаясь на страницах Евангелия от Луки, перейдем еще к другому фрагменту. Вспомните, как Христос произносит следующие слова: «Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет» (Лк. 16:17). Схожее по своему смыслу выражение встречается и у пророка Исаии: «Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно» (Ис. 40:8). Это подтверждение того, что Гос-подь не идет вразрез со Своими же словами, сказанными более тысячи лет назад. Он ничего не забывает. Об этом говорит отчетливо апостол Петр в своих текстах: «…но слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано» (1 Пет. 1:25).
Человеку, знающему и читающему святое Евангелие, знаком сюжет Нагорной проповеди, в которой Христос как будто рушит постулаты ветхозаветной морали: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую…» (Мф. 5:38–39). И тут наше внимание должно сосредоточиться на словах, которые являются главными в отношении ко всему Ветхому Завету. Христос произнес их перед началом той самой Нагорной проповеди. Господь четко дает понять, что не имеет нужды ломать все, что было нажито верой праведных предков: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17)».
Отец Андрей рассказывает: «И если с пророками действительно все ясно, так как все пророчества, сказанные о Христе, были исполнены, то с законом все не так ясно. Приведем еще одно место из Нового Завета, где Господь призывает закон исполнять.
В Евангелии от Матфея мы встречаем эпизод, благодаря которому актуальность и необходимость десяти заповедей, данных Моисею, не может оспариваться и по сей день: «Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Мф. 19:17).
Продолжая тему заповедей Божиих, обратимся к другому моменту, который может вызвать у читателей некоторое недоумение. В Евангелии от Марка мы видим, как Христос подпадает под осуждение фарисеев, потому что его ученики срывают колосья в священный субботний день, исполнение которого есть заповедь, данная Самим Богом на Синайской горе. Несмотря на свою богоизбранность, еврейский народ зашел так далеко со своим формализмом и лицемерием, что саму заповедь смог исковеркать и лишить ее основного смысла. Субботний день был дан, чтобы люди помнили о своем Творце и прославляли Его в своих делах. Христос же не отменял Субботу, а «вдохнул» в эту заповедь новую силу: «И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы…» (Мк. 2:27).
Более того, в ином эпизоде, связанном также с субботним днем, Христос задал вопрос: «…должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить?» (Мк. 3:4). Ответом на эти слова было только молчание…».
Отец Андрей подчёркивает, что «Тексты книг Ветхого Завета нередко становились камнем преткновения как для новоначальных христиан, так и для опытных верующих. Многие при чтении ветхозаветных книг нередко спотыкались об критическую оценку, связанную с такими онтологическими вопросами, как происхождение Мира, вселенной. Стараясь рассмотреть Библию только глазами биологов, исследователей или ученых, они незаметно уходили от самой сути и смысла Библии, при этом становясь скептиками или вовсе неверующими людьми; «…если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16:31).
Наши беседы о Ветхом Завете затрагивали как отдельно взятые личности, так и города, народы и даже целые эпохи. Я стремился не просто доступно изложить какой-либо материал, но и привлечь к прочтению Библии тех, кто еще ни разу не держал ее в руках. Или вдохновить прочесть ее заново тех, кто уже касался ее страниц. Надеюсь, что те, кто давно и хорошо знакомы с православной верой и культурой, благодаря этим беседам смогут взглянуть на привычные вещи по-новому».
- Оцените материал
- Опубликовано в Новости Белгородской митрополии
- Прочитано 218 раз
Похожие материалы (по тегу)
- Митрополит Белгородский выступил на открытии VII выставки «Прохоровское поле» в Белгородском художественном музее
- Шебекинский благочинный показал «звезде» «Реальных пацанов» храмы Шебекино
- В Новооскольском благочинии благословили призывников на службу Родине
- Митрополит Белгородский выступил на заседании Митрополичьей литературной гостиной в Белгороде
- Православные чтения прошли в Новом Осколе