Праздничное богослужение в храме в честь Святителя Митрофана Воронежского в Бирюче совершил Епископ Валуйский
2 марта, в Мясопустную Родительскую субботу, в день, который Святая Церковь посвятила особому молитвенному поминовеню всех от века почивших Православных христиан, Его Преосвященство, епископ Валуйский и Алексеевский Савва возглавил праздничное богослужение в храме в честь Святителя Митрофана Воронежского на городском кладбище в городе Бирюч, сообщила пресс-служба Валуйской епархии.
Архипастырю сослужили: благочинный 1-го Бирюченского церковного округа протоиерей Олег Моргуляк, иерей Вадим Лебедев, настоятель храма иерей Сергий Матвийчук, протодиакон Виталий Богданов, Диаконы Димитрий Кобзарев и Виталий Чикин.
Проповедь по Запричастном стихе произнес настоятель храма иерей Сергий Матвийчук.
По Отпусте литургии владыка в сослужении духовенства совершил Великую панихиду, во время которой вознес молитву о всех усопших православных христианах, после чего обратился к молящимся со словами проповеди и назидания:
«Царство Небесное, Вечный покой всем усопшим православным отцем, братиям и сестрам нашим!
Сегодня, перед Великим постом, Церковь установила поминовение наших сродников, усопших родственников, отцов, братьев. Она называется «Вселенской», потому что предки наши, почив, уже переступили порог временной жизни, и их души находятся в Вечности. Когда умирает человек, если вы заметили, мы его не называем уже человеком. Мы говорим и мы молимся так: упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего! Мы говорим лишь о его душе, потому что после смерти человек находится в разлучении не только со своим земным телом, но и с многими чувствами и силами своей души, которые жили в человеке до смерти. И мы также знаем, что после смерти человек уже не имеет возможности покаяться Богу, сделать какие-то добрые дела, а пребывает в том состоянии, которое он заслужил, которое стяжал в течение своей земной жизни.
Есть интересное мнение о том, что даже воля отнимается от души человека, остается в его теле, и душа всецело покоряется определению Бога, где ей находиться: или в Раю, или в местах преисподних.
Несомненно, находясь в таком состоянии, душа верующего человека ждет молитв за нее. Потому что те, кто живут на земле, имеют огромное преимущество пред усопшими: они участвуют в Таинствах церковных, они могут проявить добрую волю молиться Богу и вымолить своих родственников, которые могут попасть и в ад за свои, может быть, какие-то злые дела. И хотя это могут быть крещеные люди – православные христиане, но мы знаем, что все мы много грешим, и основной грех, который мы совершаем пред Богом – это отсутствие покаяния. Когда человек живет и согрешая, говорит: «Я ничего плохого в жизни не сделал». Как правило, так говорят люди, которые сделали в жизни очень много плохого, только они не замечают этого за собой. Почему же?
Святитель Игнатий (Брянчанинов) однажды привел пример, образ для сравнения души грешника и души праведника. Он уподобил их кухонной доске или полированному столу, который стоит в зале. У всех нас есть мебель, и мы знаем, что когда она новая, блестит свежим лаком – любая, даже самая маленькая царапинка на ней сразу же бросается в глаза. И, конечно же, мы сразу стремимся как-либо ее убрать, чтобы она не портила вид в целом хорошей вещи. Так и душа праведника: когда он согрешает даже малейшим грехом, в душе рождается желание этот грех загладить.
Такой человек стремится скорей покаяться Богу в содеянных грехах. Он старается найти священника, исповедоваться у него и залечить эту духовную рану. Душа же грешника подобна кухонной доске, изрубленной ножом. И вот когда в очередной раз мы, разделывая на ней мясо или рыбу, ударяем по ней ножом и оставляем зазубрину – общий вид доски от этого не меняется, потому что она уже вся испещрена такими зазубринами. Так и душа грешника, когда совершает очередной грех, говорит: «А что я такого плохого сделала? Все так живут! И я так буду жить». Но если все станут прыгать вниз головой с моста, значит ли это, что нам тоже надо поступать «как все»? Это же неправильно. И потому такая душа не чувствует в себе греха.
Чему еще можно уподобить душу? Она подобна темному чулану, в котором находится очень много старых вещей, много пыли, грязи, беспорядка. Или заброшенному чердаку. Когда сквозь его окошко проникает даже тоненький луч света, становится сразу видно не только общий беспорядок, но даже каждую пылинку, что висит в воздухе. Так и душа, когда в нее проникает хотя бы один луч благодати Божией, начинает видеть свои грехи и свои недостатки, осознавать их и каяться. А темный чулан, если сидеть в нем без света – может даже показаться, что вокруг относительный порядок – все выглядит одинаково черным. Так и грешник, потерявший совесть, чувствует себя комфортно. Его не мучает совесть, потому что он ее потерял. И это может случиться с душой даже верующего человека.
Читая слова апостола Павла, в которых он духовно трактует исход Израиля из Египта, мы обращаем внимание на то, что хотя Бог вывел оттуда всех израильтян, однако с ними приключились страшные вещи – отступление от Бога, ропот, идолопоклонство. И поэтому почти никто из них не вошел в Землю обетованную.
Так может случиться и с крещеным человеком. Принимая в таинстве крещения Благодать, мы должны понимать, что ее в себе необходимо поддерживать. Ведь когда зажигают лампадку, обязательно наливают в нее масло, чистят и поправляют фитиль – иначе она просто не будет гореть. А лампадка – это образ молитвы, образ молящейся души. То же самое происходит и с душой. Чтобы она горела, это горение необходимо поддерживать соблюдением евангельских заповедей, соблюдением Закона Божия, причастием Тела и Крови Христовых. Исцелением, исправлением своей души, которая иногда начинает плакать, когда человек, долго оставаясь за оградой церковной, наконец переступает порог храма. Сколько лет не был человек в Церкви, а тут пришел – и расплакался. И не понимает – почему так? Почему он плачет, почему ему плохо. А это душа его – увидела, что пришла в свой дом, и расплакалась. А человек удивлен – отчего это я стою, а у меня слезы льются? Да потому что нужно ходить в храм и молиться. И приступать к таинствам, получать благословение у священника. И тогда, когда наши души перейдут грань этой земной жизни, то и за нас тоже будут молиться наши родственники, а мы будем радоваться, получая от Бога Благодать за эти молитвы.
Поэтому мы должны молиться, чтобы исполнить заповедь, высшую заповедь любви: «во всем как хотите, чтобы поступали с вами люди, так и вы поступайте с ними». (Мф. 7; 12) И если мы хотим, чтобы за нас молились, то мы тоже должны молиться. Если мы хотим, чтобы нас поминали в молитвах, мы тоже должны поминать. Тогда Господь пошлет человека, который даже если мы будем преданы забвению – найдет однажды наше имя где-нибудь в старинном синодике, пошлет нам человека, который будет поминать нас и молиться за нас перед Богом об упокоении нашей души. Все мы смертны – и об этом нельзя забывать. Но мы, к сожалению, думаем, что все вокруг умирают, а нас это никогда не коснется, уж нам-то жить да жить. Но это не так. Эта жизнь – очень короткая. И переход в Вечность коснется каждого человека.
Царство Небесное, вечный покой всем нашим знакомым, родственникам, матерям, отцам, братьям, сестрам, дай Бог им жизнь вечную в Христе и спасение душе! Аминь».
- Оцените материал
- Опубликовано в Новости Белгородской митрополии
- Прочитано 384 раз
Похожие материалы (по тегу)
- Праздничное богослужение в храме Рождества Христова в Горках посетили жители «Красненского дома милосердия»
- Волоконовский благочинный назвал освобождение Москвы в 1612 году символом сугубого покровительства Божией Матери над Россией
- Молебен совершён в храме великомученика и целителя Пантелеимона в колонии №6 в Валуйках
- Епископ Валуйский овершил Божественную Литургию в храме Казанской иконы Божией Матери в селе Солдатка
- Вейделевский благочинный рассказал студентам о празднике Казанской иконы Божией Матери