Шаблоны LeoTheme для Joomla.
GavickPro Joomla шаблоны

Председатель "Молодёжного братства Святого Белогорья" выступил с докладом о современной молодежи и христианских ценностях

http://stal-nevsky.ru/wp-content/uploads/2018/02/01_DSC_0128.jpgМитрополичий центр "Православное Осколье" сообщил, что председатель отдела по делам молодежи Белгородской и Старооскольской епархии, председатель общественной организации «Молодежное братство Святого Белогорья» протоиерей Пётр Иванов на XVI муниципальных Рождественских чтениях, посвященных теме «Нравственные ценности и будущее человечества», прошедших 1 февраля 2018 года в старооскольской школе № 17, выступил с докладом о современной молодёжи и православных нравственных ценнностях.

В докладе протоиерея Петр Иванова говорится: «Когда я учился в этой школе, то, конечно, не мог и предположить, что именно здесь смогу поделиться своими мыслями о христианских нравственных ценностях, об отношении к ним современной молодежи, о тех проблемах и радостях, которые эти вещи подразумевают. Причем я нисколько не претендую, что все мною сказанное следует принимать безоговорочно и безапелляционно. Замечу, что я буду излагать только свое мнение, которое сложилось за годы общения с современными молодыми людьми.


Итак, 30 лет назад о христианстве я не знал практически ничего, как, впрочем, и большинство моих сверстников. А нравственные ценности для нас сводились к «Моральному кодексу строителя коммунизма», изложенные в Уставе ВЛКСМ. И нам нужно было их только выучить, как того требовали «старшие братья» по организации, специально подчеркнув их для нас карандашиком.

Выучить, не вдаваясь в подробности, и именно такое отношение почти никогда не предполагало исполнения изложенных принципов. Моральный кодекс жил собственной жизнью, а общество и люди – своей. Многое изменилось с того времени и продолжает меняться.


Три года назад, в 2015 году был принят документ «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период  до 2025 года». Эта стратегия, несмотря на обилие правильных и красивых слов, напоминает мне тот же самый «Кодекс строителя коммунизма».

В нем можно найти упоминание о чести, долге, справедливости, милосердии и дружелюбии, о семье и Родине, о духовно-нравственных ценностях, но нет ни слова о Боге.

Многое изменилось с того времени, когда я был советским школьником, но главное не меняется – нравственные ценности мало кто связывает со Христом и Его заповедями. И это, к сожалению, уровень многих социальных институтов. Светское многонациональное и многоконфессиональное государство диктует свои законы и развивает светские стратегии, это понятно.

Но тогда бесполезно говорить о какой бы то ни было нравственности, по крайней мере на уровне граждан государства. Если в центре нравственности не Бог как Источник всякого добра, а долг, честь, патриотизм, то и нравственность превращается в абстрактное понятие, которое можно менять в угоду времени, обстоятельствам и желаниям.


Иногда, рассуждая о воспитании нравственных ценностей у молодежи, мы забываем о целях этого воспитания. Очень часто в различных докладах, работах и методических рекомендациях можно встретить расхожие клише. Например, такие: «духовно-нравственное воспитание молодежи предусматривает формирование ценностного отношения к собственной жизни, к Родине, общественной системе и государству, к труду и готовности к трудовой деятельности, к окружающим людям..». Или: «Духовно-нравственное воспитание молодежи, направленное на формирование гражданской позиции, уважения к культурно-историческому наследию своего народа, нравственных приоритетов в профессиональной деятельности, является одной из актуальных проблем образования». Актуальных проблем образования – возможно, но не проблем молодежи.

От такой постановки задачи нравственных проблем у молодежи не убавится.

Нравственность формируется не для того, чтобы решить проблемы образования, и не для построения крепкого общества и сильного государства, а потому, что человек узнает в своей жизни Бога, и для того, чтобы человек в Нем обрел свое спасение. А все остальное в виде крепкого общества – это приложение.

Преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Человек только тогда плох, когда забывает, что над ним Бог». Соответственно и становится он хорошим только тогда, когда вспоминает о Боге. Поэтому наша главная цель – всеми силами напомнить о существовании Бога и тесной взаимосвязи с Ним человека, а вопрос патриотизма – это уже не дело Церкви.

Далее я предлагаю ответить мысленно на некоторые вопросы. Изменились заповеди Христа? Ответ очевиден – нет. Изменилась ли молодежь за последние несколько лет? Стала ли молодежь лучше или хуже? На мой взгляд, так вопрос вообще ставить нельзя. Лучше кого, нас в молодости? А хуже кого? Во-первых, это что же за шкала, которая позволяет нам сравнивать целые поколения? И во-вторых, как же мы будем выносить суждение о самих себе? И потом, если молодежь стала хуже, а такое обывательское мнение можно встретить сплошь и рядом, то значит, хуже стали мы сами.

Ведь они росли на наших руках, слушали наши слова и брали пример с наших поступков. Важно понять, что принципиально негативный взгляд на молодых людей не позволит нам сформировать единое пространство для общения поколений. В основе своей любой молодой человек как носитель образа Божия – добр и имеет явное предрасположение быть нравственным. Если же мы не сумеем различить и выделить это доброе, то потеряем основание, то единственное, на котором возможно формирование нравственного облика.


Еще одной качественно-важной характеристикой молодых людей является их способность и главное желание к изменению. Святейший Патриарх Кирилл на III Сретенских встречах отметил, что «молодость – это когда человек способен впитывать новое, даже если возраст у него почтенный». А что значит впитывать новое? Это значит самому ежечасно становиться обновленным. И это как раз то, что может предложить для молодежи Православная Церковь, которая сама постоянно обновляется Духом Святым. И это то глубинное и важное, что действительно может заинтересовать молодых людей в Церкви и вдохновить их на решимость  навсегда посвятить Богу свои юные сердца. На меньшее они вряд ли будут согласны.


Теперь о привлекательности для молодежи образа нравственного человека. Ее, этой привлекательности, совсем  нет или очень мало. И сложилось это во многом благодаря современным СМИ, которые, кроме образа малообразованного, зашоренного религиозного фанатика, не могут ничего предложить, да перед ними и не стоит такой задачи.

Скорее наоборот, СМИ – это явный рупор мира вседозволенности и безнравственности, мира, который работает на разжигание половых инстинктов и многоразличных страстей.

Надо сказать, что и мы, христиане, сами не очень-то способствуем формированию привлекательного образа нравственного человека.

Порой, кроме рекомендаций для исполнения некоторых обрядовых предписаний, а также наложений многочисленных запретов, мы мало что можем предложить молодым людям, и тогда мы заведомо обречены на проигрыш миру сему.

Мы не можем показать красоту жизни во Христе, даже порой и рассказать о такой жизни не можем. А именно этого так не хватает молодежи. Христианская проповедь, направленная к молодежи в виде негативных «форм запрета», не может уже считаться удовлетворительной. И у молодых есть свой существенный положительный запрос и потребность в благодати, или, если хотите, в святости.

Я готов спорить и доказывать, что молодые люди хотят святости. Образ святости становится им очень близок еще с детства, когда они слышат рассказы о смелых и добрых героях. Примеры из жизни святых, сказок или даже комиксов будоражат детское воображение честными поступками и искренними отношениями. Именно поэтому позже, в подростковый период, не найдя всего того, о чем мечталось в детстве, они становятся максимально ригористически настроены. Обманувшись в своих ожиданиях, в крушении надежд молодежь находит свое отражение в конфликте поколений, нигилизме и прочих противостояниях миру.

Молодым людям свойственен идеалистический взгляд на мир и решимость борьбы за свои взгляды. Только весьма часто этот боевой дух расходуется на политическую борьбу и призрачные мечты построения идеального общества на земле. И здесь очень важно понять, что в душе так настроенного молодого человека произошла элементарная подмена понятий.  Что когда-то на каком-то этапе взросления молодой человек потерял нить личного нравственного совершенствования, заменив ее всепоглощающей борьбой со всеми и за всех. И теперь ему необходимо вернуться назад, чтобы нравственные ценности стали главным и единственным  представлением о достойной жизни.


Современные представления о достойной жизни, как правило, включают в себя важное понятие свободы. Быть счастливым и достойным – это значит быть свободным. И с этим нельзя не согласиться, так как свобода – это основополагающее качество, и к ней справедливо все стремятся, особенно молодежь.

И мир предлагает свой путь достижения свободы, он  предлагает ее купить, и отсюда рождается культ денег и власти. Свободу предлагается завоевать или присвоить, быть свободным за счет других или, наоборот, пользоваться свободой, не считаясь ни с кем. Во всем этом трудно не увидеть искаженное понимание свободы во Христе, о котором с молодежью надо говорить отдельно и неустанно.


Пусть это будет на уроках в учебных заведениях или при храмах в воскресных школах, может, это будут беседы в православных молодежных клубах. Неважно место – важна способность к разговору. С молодежью надо говорить, только не в виде нравоучений и менторских наставлений.

Необходимо предоставить молодым возможность диалога, потому что для них очень важно, что они могут быть услышаны. Предоставить им свободу рассуждать, не бояться их вопросов и их импульсивных поступков.

Русский философ Владимир Соловьев писал: «Человек должен быть нравственным свободно, а это значит, что ему должна быть предоставлена и некоторая свобода быть безнравственным». Их дело – выбирать, наше дело – предоставить этот выбор, объяснив все диспозиции.


Хорошо было бы нам самим запомнить и донести до молодых душ и сердец, что христианская нравственность не может сводиться только к исполнению избранных евангельских заповедей и отработки отдельных нравственных правил. То есть нельзя быть выборочно нравственным по принципу: эта заповедь важна, а другую можно и обойти. Что-то я могу и хочу исполнить, а другое как придется. Например, жить в блуде, но в то же время соблюдать пост и регулярно приходить на исповедь.

Апостол Иаков в своем послании говорит прямо: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак. 2:10). Такая строгость продиктована цельным взглядом на человека и на его сердце, которое не может служить двум господам.


Хочу закончить словами Святейшего Патриарха Кирилла: «Сегодня нравственный аргумент должен стать главным в нашем диалоге с молодежью, так как вера в Бога и религиозный образ жизни являются условием выживания современной цивилизации. Безрелигиозное общество обречено, у него нет шансов на выживание, каков бы ни был достигнут уровень развития экономики, социальной сферы и демократических институций. Обречено потому, что люди в человеческом сообществе способны жить вместе только на основании нравственного закона. Если нравственность уходит из жизни общества, то оно превращается в волчью стаю, в банку со скорпионами, и людям ничто не препятствует уничтожать друг друга. Никакие юридические законы не возместят утрату обществом и человеком нравственного начала».

Оставить комментарий

Наверх