Протоиерей Максим Горожанкин напомнил, что Великий Пост – это не забег на длинную дистанцию
Протоиерей Максим Горожанкин в публикации Информационного Митрополичьего центра «Православное Осколье» напомнил, что Великий Пост – это не забег на длинную дистанцию.
Отец Максим пишет: «Вступая в особое время Великого поста, каждый из нас попадает в атмосферу, которая может быть по-разному осмыслена и прожита на личном уровне. И чем дальше мы продвигаемся по этому пути, тем острее ощущаем. Пост воспринимается каждым из нас по-своему, и исходя из этого, можно выделить несколько уровней восприятия поста.
Самый явный и ощутимый след Четыредесятницы – буквально на поверхности нашей жизни – гастрономический. Когда человек слышит слово «пост», первое, что приходит на ум, это воздержание от скоромной пищи. В посту мы не едим мясо и молоко и в целом воздерживаемся от белковой пищи. Часто такое воздержание воспринимается как основное. Да и дается оно многим людям очень непросто. Действительно, нелегко на протяжении полутора месяцев отказывать себе в привычной пище.
Особенно тяжело тем, кто начинает поститься впервые: много искушений непременно будет связано с «запрещенной» пищей. Неопытный человек может срываться и нет-нет да и вкусить что-то непозволительное. Такие срывы приводят к грусти, а порой даже ввергают в отчаяние. Но это абсолютно неверный настрой.
Если вы оскоромились и съели что-то из того, что не положено есть в эти дни, это вовсе не повод прекращать пост и считать, что все пропало, а дальнейшие усилия лишены смысла. Покаявшись в своей слабости, можно и нужно продолжать соблюдать пост, понимая, что мы от природы слабы и можем не выдержать ограничений в пище. Но это точно не должно становиться поводом для отчаяния и тотального самобичевания.
Бог видит нас всецело и принимает нашу жертву, даже если мы где-то оступились. Не нужно воспринимать пост как бег на длинную дистанцию, а Пасху – как финиш. Мы постимся, ограничивая себя в пище, для того чтобы дать себе возможность сосредоточиться на чем-то более глобальном и глубоком, чем наше повседневное меню. И именно эта сосредоточенность является главной составляющей нашего пути».
Отец Максим поясняет, что «Не случайно на первой неделе Великого поста читается покаянный канон преподобного Андрея Критского, который полон образов из Священного Писания и обращен к душе человека. Порядок и гармония в душе, единение с Богом – это то главное, на что мы должны обратить наше внимание, совершая пост.
Если хотите, этот период – время задавать вопросы и получать ответы. Для чего я живу? Какие у меня отношения с Богом, и есть ли они у меня? Как я молюсь? Что в молитве я прошу у Бога? Что дает мне молитва? Что дает мне мой пост? Это главные вопросы, которые обязательно нужно задать самому себе в этот период. Конечно же, размышлять над ответами нужно не только во время поста. Но в непостные дни мы буквально мыслим иначе.
Мы понимаем, чего нас лишает пост, но далеко не всегда отдаем себе отчет в том, что пост дает нам или может дать. Великий пост может настроить нашу духовную жизнь на нормальный лад. Мы вспоминаем о том, что нужно регулярно молиться, мы, совершая молитву в храме, вновь и вновь осмысляем ее важность для нас.
В посту само время как бы течет иначе. Если мы ограничиваем себя, например, в просмотре телевизора и ограничиваем время, проведенное в сети, то это время мы освобождаем для чего-то более важного. Для чего же? Это время может быть отдано молитве и чтению.
О месте чтения в контексте духовной жизни можно говорить бесконечно. Обустраивая свою духовную жизнь, мы непременно должны черпать вдохновение (именно вдохновение) в хорошей духовной или классической литературе. Не будет лишним наряду с чтением, например, писем отца Иоанна (Крестьянкина) открыть параллельно что-то из произведений Достоевского и на страницах его произведения «Преступление и наказание» в каких-то эпизодах узнать себя и переосмыслить свою жизнь».
Как рассказывает отец Максим, «Чтение Священного Писания в пост (и, дай Бог, после поста) может стать нашим ежедневным правилом. Читая Евангелие по одной главе в день, мы совершенно иначе будем ощущать себя в этот период. Если чтение всего вышеперечисленного будет находить отклик в нашей душе, можно попробовать записывать свои мысли в тетрадь и вести свой личный дневник поста.
Вообще, ведение духовного дневника многое дает верующему человеку. Примером таких дневниковых записей могут служить дневники епископа Арсения (Жадановского) и преподобного Никона Оптинского. Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской, вел духовный дневник на протяжении многих лет и любил сравнивать записи одного и того же дня поста в разные годы своей жизни. Так он сам для себя отвечал на главный вопрос духовной жизни: с течением времени что происходит? – расту или стою я на одном и том же месте? И это, пожалуй, главный вопрос, который каждый из нас должен адресовать самому себе. Отвечая на него честно, мы сможем идти вперед, несмотря ни на что, а Господь поможет нам в этом пути».
- Оцените материал
- Опубликовано в Новости Белгородской митрополии
- Прочитано 254 раз
Похожие материалы (по тегу)
- Заседание секции XXII Иоасафовских чтений прошло в Белгородском юридическом институте МВД
- Митрополит Белгородский в день памяти иконы Божией Матери «Казанская» совершил Божественную литургию в Казанском храме в Томаровке
- Митрополит Белгородский поздравил с праздником Казанской иконы Божией Матери читателей газеты «Коммерсант»
- Крестный объезд города с чудотворной иконой Казанской Божией Матери прошёл в Старом Осколе
- Все священники Новооскольского благочиния приняли участие в освящении районной больницы