Шаблоны LeoTheme для Joomla.
GavickPro Joomla шаблоны

Протоиерей Максим Горожанкин рассказал о православном взгляде на «матерь всех пороков» – гордыню

https://pravosk.ru/wp-content/uploads/2023/11/dsc_0861-2048x1365.jpgВ публикации Информационного Митрополичьего центра «Православное Осколье» протоиерей Максим Горожанкин рассказал о православном взгляде на «матерь всех пороков» – гордыню

 

В сообщении, подготовленном Юлией Зиновьевой, говорится: «Наступает время Великого поста. Чтобы это сорокадневное странствие принесло нам добрые духовные плоды, мы запускаем цикл просветительских статей, посвященных борьбе с греховными страстями. Первая беседа посвящена «матери всех пороков» – гордости. О том, как преодолеть этот грех, рассказывает руководитель миссионерской комиссии Белгородской епархии, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Песчанка протоиерей Максим Горожанкин.

– Есть расхожее выражение: «семь смертных грехов». Его часто понимают буквально, как семь определенных поступков, которые приводят к необратимым последствиям. Действительно ли грехов всего семь? И почему они называются «смертными»?

– Церковное предание определяет семь грехов, которые именуются «смертными». Это те искажения в личности человека, которые действительно могут разрушительно влиять на него и вести к смерти души. Когда ты сам вот этими тяжкими грехами – гордостью, унынием, праздностью и другими пороками – буквально себя убиваешь, не желая от них отказываться, а часто даже наоборот – предаваясь им с удовольствием. Это происходит, когда грех становится вторым тобой, твоим альтер эго, любимой греховной привычкой, от которой ты не готов отказаться. И человек, который не кается в этих грехах, то есть не меняется, в результате порабощения данными тяжкими грехами просто утрачивает, убивает самого себя, свое истинное лицо.

– Чем отличается смертный грех от менее тяжкого?

– Наряду со смертными, есть так называемые грехи повседневные. И их сложно как-то классифицировать по степени тяжести. Мне вспоминается по этому поводу одна поучительная история. Две женщины пришли к святому старцу на исповедь. У одной на памяти было всего несколько грехов, что называется, по мелочи, а у другой – множество тяжких. И когда они начали исповедоваться, оказалось, что гораздо тяжелее исповедь давалась той, у которой вроде бы грехов было по мелочи. А мелочей этих, оказалось столько, что все и не упомнишь. Церковь предупреждает нас о том, что в своей повседневной жизни мы, если не следим за собой, тоже можем погрязнуть в этих повседневных грехах. Да, внешне эти проступки гораздо менее значительные по сравнению со смертными. Но менее ли они тяжкие? Это очень относительно и условно. Грех он и есть грех, в любом случае он наносит вред душе. Мелкие грешки, такие как осуждение, скажем, которое нас сегодня преследует на каждом шагу, – они, как пыль, засоряют зеркало нашей души. И ты уже не можешь посмотреться в это зеркало, потому что все оно запылено, и никакого отражения там уже не видно.

Мне кажется, вообще не нам судить о степени и величинах грехов и добродетелей. Это дело Суда Божия, а не человеческого. Только Господь рассудит, какой у тебя грех самый великий.

– Правда ли, что за смертные грехи нельзя получить прощение от Господа?

– Любой грех прощается Богом. «Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного», – есть такое известное выражение, очень мудрое и правильное.  Не случайно перед началом Великого поста есть приуготовительные недели. И одна из них – это неделя о блудном сыне. Основной урок, который мы можем извлечь из евангельского чтения о блудном сыне, это понимание, что у Бога нет пасынков и падчериц. У Бога есть только родные, любимые дети – это все мы. Как бы далеко мы не отходили от отчего дома, Господь ждет, Господь выходит навстречу, и Господь готов обнять. Вот этот контакт, вот этот диалог, вот эта встреча, – они происходят в таинстве Исповеди. И чем чаще мы прибегаем к таинству Покаяния, тем ближе мы будем к Господу, потому что Господь действительно близок к нам. Просто мы в силу своей греховности можем этого не ощущать. Преподобный Амвросий Оптинский замечательно сказал: «Бог ближе, чем рубашка к телу». Только человек кающийся способен это прочувствовать.

– Первой в ряду смертных грехов стоит гордость. Ее называют матерью всех пороков. Почему?

– Наверное, потому что гордый человек не способен к совершению добродетелей. Человек гордый не способен к прощению. Человек гордый – заложник своего греха. Потому что он не видит себя грешным. И вот эта греховная мания величия, между прочим, может быть свойственна людям вне зависимости от их социального статуса. Даже иногда наоборот: человек, который чего-то в жизни добился, может быть не гордым, а человек, который не достиг каких-то высот в карьерном плане, например, может быть очень гордым и очень уязвляем самолюбием. Грехи прилипают к нам вне зависимости от социального статуса и положения. Это тоже надо помнить. Очень часто мы гордыню свою можем прятать под псевдодобродетелями. Есть такое расхожее утверждение: «Уничижение паче гордыни». Так говорят, когда человек внешне вроде бы очень даже смиренненький, но благодати в нем нет. Потому что нужно быть смиренным, а не смиренненьким. Псевдосмирение хуже гордости, ведь оно наигранное, обманчивое. А копни поглубже и человек просто совершенно иным предстает перед нами.

– Как распознать гордость в себе? Каковы ее проявления?

– Думаю, жалость к себе – одно из первых проявлений гордости. Я говорю о том случае, когда человек постоянно сетует на свою жизнь, мол, все виноваты, все плохие, обидчики, а он сам хороший и страдает. Эта дальнозоркость по отношению к ближнему и близорукость по отношению к самому себе. Именно про таких людей Господь говорил: «…вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего». То есть себя мы в такой ситуации вообще не видим, фокус внимания направлен исключительно на других, причем под определенным углом. Если бы в нас была любовь, а не гордость и эгоизм, мы бы видели и себя, и друг друга настоящими, помогали бы друг другу благими советами, утешением. А страдая гордостью, человек при виде ближнего замечает лишь плохое, недостатки, и вместо утешения он их высмеивает, осуждает, выпячивает перед другими.

Еще нередко гордецы знают, что о каких-то вещах ближним слышать неприятно, но все равно о них говорят им в лицо, подчеркивая проблему. Ты ведь прекрасно понимаешь, что человеку будет неприятно что-то услышать, но ты вроде как из лучших побуждений просто сказал… Это тоже про гордость, а не про помощь. Такая простота хуже воровства: наговорить человеку гадости, а потом удивиться, почему он обиделся.

– Давайте разберемся с определениями. Мы говорим о том, что гордость, гордыня – это однозначно грех. Однако для большинства людей испытывать гордость за что-либо не всегда плохо: принято, например, гордиться своей страной, воинским подвигом предков, успехами детей.  Так может ли гордость быть добродетелью?

– Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин пишет о том, что человек, который идет по пути спасения, способен свои страсти поставить на службу своим же добродетелям. Например, если у тебя есть гнев, то обрушься гневом праведным на остальные свои страсти. Если у тебя есть гордыня, пусть тебе грешить будет омерзительно, потому что это ниже твоего достоинства. Если таким образом мы себя перенастроим, то даже некоторые наши страсти послужат нам к исправлению.

Конечно, гордиться своей страной – это не грех, совершенно очевидно. Гордиться воинскими подвигами предков и успехами детей, тоже не грех. Хотя тема родительской гордости за детей заслуживает отдельного разговора. Тут две крайности. Кто-то не хвалит вовсе своих детей, кто-то перехваливает. А нам, родителям, нужно следовать золотой середине. Но это, повторюсь, отдельный большой разговор. Вообще, хвалить другого человека за некие достижения, говорить какие-то приятные вещи, особенно тем людям, которых мы любим, обязательно нужно. Это должно быть свойством нашей христианской натуры – выражать свою любовь и искренне подбадривать близких.

– Как же бороться с гордостью?

– Побороть гордость помогает любовь к ближнему, это совершенно очевидно. Можно начать с самого простого, с элементарных правил этикета в общении. Я всегда говорю, что начало борьбы с гордостью – это начать здороваться первым с теми людьми, которых ты видишь на своем пути. А это порой ой как непросто. Тут нужно смирение.

– Да, смирение называют лекарством от гордости. А есть ли грань между смирением и самоуничижением?

– Да, грань такая есть. Понятие о собственном достоинстве никоим образом не лежит в плоскости предосудительного какого-то поведения. Да, у нас есть собственное достоинство. У Чехова есть рассказ «Размазня». Сюжет там строится на том, что герой умышленно занижает зарплату гувернантке своих детей, обвиняя ее в каких-то несуществующих прегрешениях, а потом все же отдает ей полную сумму, открыто говоря женщине о том, что это было умышленно, мол, такой вот урок на смирение. Но когда один человек себя априори ставит в роль смиряющего, а другой становится его «учеником», – это нездоровая ситуация даже для монашеской обители, потому что игумен начальствующий сам должен быть образцом смирения. Только человек, который сам является образцом смирения, способен другого человека этому смирению научить, но никак не может этого сделать тиран, который страдает пороком самопревозношения и пытается других просто унизить.

– А что же делать, если кто-то пытается тебя задеть, унизить, задеть чувство твоего достоинства? Промолчать?

– Все мы люди взрослые и должны понимать, какое общение нам на пользу, а какое – нет. Если вы видите по отношению к себе токсичное поведение, когда вас хотят задеть или унизить, можно оградить себя от общения с такими людьми. Например, на работе можно не стремиться стать друзьями с теми людьми, которые всячески пытаются вытереть о вас ноги, – просто вежливо общаться по необходимости, не входя в какой-то близкий контакт. Да, о личных границах христианин тоже должен помнить – как о своих, так и тех людей, с которыми он сталкивается.

– Популярная психология говорит, что корень многих проблем – это наша низкая самооценка. И с ней надо бороться, ища поводы для собственной гордости. А любовь к себе – наилучшая мотивация для самосовершенствования. Как соотнести это с советами святых отвергнуть себя?

– В Евангелии сказано о любви к самому себе: «Возлюбить ближнего своего, как самого себя». Это предполагает, что любить себя нужно, нужно эту здоровую любовь к себе принимать, потому что без такого принятия себя и ближнего невозможно возлюбить, ведь все мы созданы по образу и подобию Божию. Но у многих ситуация иная: люди себя полюбить не могут и потому не принимают окружающих. Им дискомфортно на них как в зеркало смотреть – настолько они себя низко ценят.

К себе нужно относиться бережно, относиться бережно к тем дарам, которые дал нам Господь. Бог дал нам жизнь, здоровье, достойный внешний вид. Нужно себя беречь, хранить, любить и, исходя из этого, так же относиться и к своим ближним. Именно так мы реализуем заповедь о любви к ближнему.

Что касается самоотвержения, то тут святые подразумевают борьбу с грехами. Уничтожать себя как личность не нужно, нужно бороться только с пороками, в первую очередь с гордыней. Тогда будет полная гармония и с Евангелием, и со святоотеческой мудростью.

– А если ты сам действительно достиг больших успехов в чем-либо, совершил нечто полезное для общества, какое-то значимое дело милосердия, например, можно ли этим гордиться? Порочно ли желание добиться признания в чем-то для верующего?

– Творя добрые дела, конечно же, необходимо прежде благодарить Бога за то, что Господь дал нам возможность послужить Ему доброделанием. Когда искренне хочешь сделать что-то доброе, всегда мысленно обращаешься к Богу: «Господи, хоть бы получилось!» И если получается, конечно же, христианская интуиция нас сразу заставит про себя произнести: «Слава тебе, Господи! Как хорошо, что Ты, Господи, помог и все управил!» Если наше доброделание будет сопряжено с пониманием того, что только с помощью Божией все удалось, а не нашими единоличными стараниями, это хорошо и правильно.

Но, безусловно, никакого греха не будет в том, что человек стремится своими силами к профессиональному росту и постоянно над собой упорно работает. Помоги Господь такому человеку, чтобы он и возрастал, и пользу приносил на том месте, на которое он поставлен.

– Вот мы говорили о карьерном росте, успехе. А что значит быть успешным для христианина?

– Христианин – это человек, который в своей жизни пытается воплощать евангельские заповеди. Прежде всего, это заповеди о любви. И если у меня получается окружающих людей любить, а еще получается их не злить, не раздражать, то, наверное, это и есть успешность, о которой мы говорим. Успешность для христианина – это, на мой взгляд, гармоничное сосуществование с другими людьми, которые тебя окружают. Умение быть добрым, умение создавать уют и комфорт – не только у себя в доме, но и на рабочем месте, да вообще везде, где ты находишься. Тогда люди к тебе будут тянуться, потому что с тобой хорошо. Туда, где плохо, люди не тянутся.

– Вы можете привести примеры людей, которые побороли свою гордость и вдохновляют вас?

– Множество примеров, конечно же, содержится в святоотеческой литературе, аскетических трудах. Самое главное во всех них – это то изменение, которое происходит с человеком, когда он обращается ко Христу. Оно способно победить любые страсти.

Для меня лично, наверное, самым ярким примером того, как человек менялся по отношению к себе и к ближним с самой ранней юности, является пример митрополита Антония Сурожского. Он рос в светской дипломатической семье и только в 14 лет открыл для себя Евангелие, а впоследствии стал одним из величайших проповедников христианства и идеалов милосердия и Божией любви. Вот это, наверное, самый яркий пример того, как человек способен измениться навстречу Христу».

Оставить комментарий

Наверх