Руководитель православного молодёжного клуба в Старом Осколе рассказал о своих воспитанниках
Руководитель православного молодёжного клуба в Старом Осколе рассказал о своих воспитанниках, сообщили в Старооскольском митрополичьем центре.
В сообщении, подготовленном Светланой Шполянской, говорится: «В Старом Осколе первый молодежный православный клуб начал свою работу при кафедральном соборе св. Александра Невского в 2009 году. Любой желающий мог прийти сюда и послушать лекции о Священном Писании, основах православной веры, задать интересующие вопросы.
Такой формат встреч оказался очень востребованным у студенческой молодежи. Но со временем клирики собора, которые вели беседы, были направлены на службу в другие приходы. А сами слушатели обзавелись семьями, вышли на работу. Собирать новый актив было некому. Однако успешный опыт просветительской работы продолжили другие храмы.
В 2018 году православный клуб распахнул свои двери при храме прп. Сергия Радонежского. Сегодня «молодежка», как сами называют свое объединение ребята, активно ведёт работу как в очной форме, так и в социальных сетях. О важности и нужности такого диалога с подростками и молодежью мы поговорили с руководителем клуба протодиаконом Сергием Епифанцевым.
– Отец Сергий, вы были у истоков первого молодежного клуба, и сейчас продолжаете работу в этом направлении. Расскажите, кто сегодня ваши воспитанники?
– В 2018 году, когда я вступил в клир нашего храма, мне, как и каждому из священнослужителей, было поручено послушание. Одно из них – молодежная группа. На базе нашего храма большую работу ведет воскресная школа, которую посещают более трех сотен детей. Изначально мы были старшей группой школы, но затем, когда стали приходить ребята постарше, мы стали отдельным структурным подразделением приходского духовно-просветительского центра. К подросткам, к юношам и девушкам нужен совсем иной подход – не такой, как к детям. И темы, конечно, совершенно иные.
Ребята в этом возрасте нуждаются не только в особом внимании, но и в единстве, понимании, общении. Всякая шаблонность, неискренность вызывает у них протест и отторжение. Иногда под эту марку они отвергают и хорошие вещи, если их преподнести слишком «школьно», стилизованно, что ли. Поэтому в церкви много детей, но мало молодежи. Подросткам тяжело себя понимать. С ним что-то происходит, но он не понимает, что. Важно, чтобы рядом были родители, духовник, старший друг. Кто-то, кто мог бы подсказать, куда ему двигаться и как реагировать на самого себя. Не с позиции «любоначалия» – самоуверенной и негибкой. С позиции друга, подобно тому, как Господь называет нас друзьями: «Вы – друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Ин. 15:14).
– И сейчас ваш контингент – также исключительно выпускники воскресной школы?
– За два года нашей работы к нам присоединились и учащиеся православной гимназии, и прихожане других городских храмов, и друзья прихожан. Изначально мы определили возрастную категорию – от 14 до 30 лет. Но так сложилось, что большинство ребят все-таки подросткового возраста – ученики старших классов. Есть и постарше – студенты, рабочая молодежь, некоторые из них – мои помощники в организации деятельности клуба.
В начале этого учебного года у нас прошли первые занятия. На них присутствовало более 30 человек. Пятеро из них пришли к нам впервые в прошлое воскресенье. Много ребят уезжает каждый год. Мы шутим, что у нас есть московский филиал – в Москве уже больше десяти наших ребят. В том числе – студенты Православного Свято-Тихоновского университета.
Интересно наблюдать, как работа православных клубов для молодежи становится основой приходской жизни. Радостно видеть на службе в числе постоянных прихожан воспитанников клуба «Невский». У всех уже семьи, дети. У меня дочь пошла в первый класс, и ее одноклассники – дети воспитанников нашей первой «молодежки».
– Отец Сергий, расскажите, каким образом построены занятия?
– Всё начинается с общей молитвы. Мы собираемся в воскресенье на литургии, вместе молимся. Некоторые ребята причащаются еженедельно. С самых первых занятий я стараюсь донести до ребят, что совместная молитва, литургическая жизнь – это самое главное. То, без чего все остальное не имеет смысла. Я говорю им: «Если у вас будет стоять выбор: пойти на занятия в «молодежку» или на литургию, не колеблясь идите на литургию». Да, есть и те, которым пока интересно исключительно общение в рамках нашего клуба. Мы их не принуждаем – ждем, пока сами поймут. После литургии – обедаем и отправляемся на занятия.
– В каком формате вы их проводите, как выбираете темы?
– В этом году у нас два образовательных цикла. Первый цикл мы назвали «Ключики». Это об изучении Священного Писания. В основе цикла – мысль о том, что каждое библейское событие раскрывает для нас какой-то процесс в жизни человека, социальной группы, даже целого народа или цивилизации. Важно, чтобы ребята именно так научились читать Библию – c желанием понять, что Господь хочет нам сказать здесь, и что мы должны с этим делать.
Вторая программа о семейных ценностях. В ней мы говорим о том, как подготовить себя к семейной жизни – как выбрать будущего мужа или жену, почему важно обращаться к Богу с молитвой о даровании семьи и хранить себя до брака. Еще мы подробно разберем ошибки, которые люди совершают на этом пути. Эти темы нужно давать как можно раньше, поскольку с самого юного возраста на ребят выливается колоссальное количество грязи. Важно привить им вкус к чистоте и вместе с ними решить, что грязь дурно пахнет, и туда не надо лезть. Задача пастыря – не просто рассказать, а попытаться вместе с друзьями воплотить в жизнь евангельские заповеди. Я не называю ребят учащимися или воспитанниками. Просто друзья. Научиться быть друзьями Христу Спасителю и друг другу – вот самый главный тренинг и образовательная программа.
Дружба – это искренность и верность. И она в духовной жизни имеет приоритет над внешней формой. Если человек неспособен на верность, то и неспособен на дружбу. Он не сможет выстроить своих отношений с Богом, потому что Господь верен человеку, Господь верит в человека и ждет такой же веры от человека. Мне кажется, что «друзья» – это более близко, чем «братья и сестры», поскольку эта степень родства определяет мое волевое участие в ней. Смотрите – родные братья и сестры иногда и вовсе не общаются друг с другом, и все равно остаются братьями и сестрами. А вот если ты с другом не общаешься много лет, забыл о нем – то ты больше не друг. Эта степень родства утрачена для тебя. Может быть – на время, а может – и навсегда. Вот церковная община – это друзья. Важно научиться понимать это и ценить.
Еще в этом году у нас будет большой курс по фотографии от профессионального фотографа Андрея Болдырева, нашего прихожанина. Начиная с того, что такое выдержка и диафрагма, как выстроить кадр, заканчивая «постпродакшеном» – способами и тонкостями обработки. Если успеем – о видео тоже поговорим. Результаты обучения будем транслировать в соцсетях.
– Как часто ребята к вам обращаются за духовным советом?
– Мне очень нравится, что я занимаюсь «молодежкой» в сане диакона, а не священника. Потому что у каждого из них есть свой духовник, и я не дублирую его работу. Иногда даже помогаю подготовиться к исповеди, бывало и такое. Кто-то приходит как старшему брату, кто-то как к папе, кто-то как к учителю – в школьном смысле слова. Иногда приходится говорить то, что должны бы объяснять родители.
У нас есть интересная традиция, которую мы увезли со слета православной молодежи Белгородской митрополии. Она называется «свечка». Мы садимся в круг, и каждый со свечкой в руке (обычно это вечером бывает) говорит то, что ему важно здесь и сейчас, что беспокоит или радует. Бывает, что ребята озвучивают и какие-то проблемы. Они знают, что здесь они могут не просто поделиться, а найти поддержку и помощь. Я сам стараюсь и хочу от ребят, чтобы в нашем братстве каждый был самим собой. Если быть искренним, открытым – получается дружить людям разного возраста.
Наша задача – выполнить заповедь Спасителя: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). Светит не в том смысле, что мы начнем показывать людям свои добрые дела, а в нашем отношении друг к другу. И мы изучаем Евангелие, чтобы научиться любить друг друга. Господь в Евангелии о Страшном суде говорит: «Я был болен – вы посетили меня…», мы учимся видеть в человеке Бога, а значит, видеть в нем человека. Не социальную роль, не статус. Человека.
– Кстати, к вопросу о добрых делах. Я знаю, что у вас ведется не только просветительская и воспитательная работа, но и волонтерская.
– Да, у нас есть волонтерское направление. Мы посещаем подопечных социальной службы при нашем храме – это пожилые люди, инвалиды. Делаем уборку, приносим продукты. Порой им нужно просто внимание. Также организуем спектакли на Рождество и Пасху, как при храме, так и выездные: в детском доме, доме престарелых. Сейчас думаем, что поставить и в этом году.
– Отец Сергий, на период коронавируса вы приостанавливали работу «молодежки»? Каким образом выходили из ситуации?
– На момент карантина у нас были онлайн-трансляции – в программе «Zoom», которые организовывал молодежный отдел Белгородской митрополии. И наши ребята к ним присоединялись. А буквально в конце августа в Шебекинском районе прошел форум «Молодое дело», где участники трансляций уже встретились лично и смогли побывать на интересных лекциях. В течение пяти дней была организована большая образовательная программа, беседы вели приглашенные гости, к примеру, Руслан Ткаченко – старший преподаватель Московского психолого-социального университета, член Общественного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка, председатель РОО «Московский Городской Родительский Комитет», Алексей Клецов – доктор технических наук, кандидат физико-математических наук, Виктор Лега – доктор философии, преподаватель этой дисциплины в ПСТГУ и МДА.
– Как вы рассказываете о своей деятельности, и часто ли ваши активисты приводят своих друзей, одноклассников?
– Время от времени приводят. Но ребята сплачиваются в самом нашем братстве, и именно здесь устанавливается основной их круг общения. О работе нашей «молодежки» мы рассказываем через социальные сети – «Вконтакте» (https://vk.com/pravmolodoskol) и «Инстаграм». Ребята сами ведут эти странички, размещают релизы о событиях, свои мысли с бесед и мероприятий. Секретарь братства Анастасия Грищук первая из ребят начала много писать в своем блоге о единстве, совместной молитве и жизни в Церкви. Сейчас другие ребята из актива тоже начинают вести блоги. Они это по-настоящему ощущают, это для них важно. Аудитория социальных сетей видит, как активно, интересно, с пользой проводят время их сверстники, и в последующем также становятся участниками «молодежки».
- Оцените материал
- Опубликовано в Новости Белгородской митрополии
- Прочитано 460 раз
Похожие материалы (по тегу)
- Заседание секции XXII Иоасафовских чтений прошло в Белгородском юридическом институте МВД
- Митрополит Белгородский в день памяти иконы Божией Матери «Казанская» совершил Божественную литургию в Казанском храме в Томаровке
- Митрополит Белгородский поздравил с праздником Казанской иконы Божией Матери читателей газеты «Коммерсант»
- Крестный объезд города с чудотворной иконой Казанской Божией Матери прошёл в Старом Осколе
- Все священники Новооскольского благочиния приняли участие в освящении районной больницы