Шаблоны LeoTheme для Joomla.
GavickPro Joomla шаблоны

Священник Андрей Коровин продолжил разговор о Священном Писании на страницах «Православного Осколья»

https://pravosk.ru/wp-content/uploads/2021/12/2_razdel_zemli_obetovannoj_graver_ju_sh_fon_karolsfeld_1852_god-1536x1269.jpgСвященник Андрей Коровин продолжил разговор о Священном Писании в публикации Информационного Митрополичьего центра «Православное Осколье».

 

Отец Андрей пишет: «Продолжая путешествие по страницам Священного Писания, невольно обращаешь внимание на большое количество персонажей. По некоторым подсчетам, в Библии упоминается около 2800 имен. Конечно, не все имена принадлежат героям повествования: многие из них просто упоминаются в связи с каким-либо событием. Действующих персонажей в Библии по сути – несколько сотен, однако даже их список мы не в состоянии запомнить полностью.

Если провести эксперимент и, не подглядывая, выписать имена тех, кого мы помним, то вряд ли кому-то удастся перескочить отметку в 100-120 человек. Но я веду эти беседы не для того, чтобы кто-то мог похвастаться своими знаниями и увещевать тех, кто не знает ни одного библейского имени. Я хочу помочь вам, дорогие читатели, расширить горизонт знаний о православном вероучении, особенно в той области, которая касается библейского текста. На этот раз предлагаю пристально рассмотреть Книгу Судей, которая относится к разделу исторических книг Библии.

Интерес вызывает не столько история возникновения этой книги, сколько описанный в ней временной отрезок, и, конечно же, судьба основных действующих лиц. Не буду рассказывать о том, как была написана эта часть Библии, а предложу вам, друзья, возможность стать исследователями священных текстов и обратиться к особому разделу библеистики – исагогике. Сейчас же я сосредоточу внимание на личностях и временном отрезке, которые описаны в Книге Судей.

Эпоха Судей приблизительно датируется XIV-XI веками до н. э. Основной трагизм этого периода заключается в территориальном разделении еврейского общества на 12 племен (или как их называют в Писании – колен). Такая непростая политическая обстановка способствовала частичному исчезновению избранного народа за счет войн, притеснений, смешивания крови и других причин.

После завоевания Иисусом Навином земли обетованной потомки Авраама, получив свои доли земли, разбрелись в разные стороны. Их уже не объединял единый центр, единый лидер, как это было во времена Моисея или того же Иисуса Навина».

Отец Андрей напоминает, ссылаясь не писание, «что свои земли евреи отвоевали у хананеев, которых после победы израильтяне решили оставить у себя в пользование, так сказать, давая им возможность условно спокойно жить и работать при своевременной выплате налогов. Однако это не раз сыграло с еврейским народом злую шутку. Ханаанский языческий народ почти без труда соблазнил детей Израиля перейти на сторону языческого поклонения, оставив в забытье веру в единого Бога, что впоследствии привело к принятию духовной и бытовой культуры язычников.

Человеку религиозному может показаться, что все испытания, выпавшие евреям в период Судей, это все дело гнева Божия. Не исключая такой вероятности, я должен обратить ваше внимание и на человеческий фактор. В отсутствии сильного лидера израильские племена ослабели и потеряли возможность быстрой мобилизации. Также разрозненные поселения забыли о том, что такое взаимопомощь, и не желали помогать соседям, руководствуясь принципом «моя хата с краю». Тем более, многие евреи благополучно ассимилировались с местными жителями и не решились вступать в борьбу.  Можно назвать еще целый ряд причин, которые указывают на то, что многие беды случились по вине самих израильтян.

В таком нестабильном положении ни одно государство (если можно назвать таковым децентрализованное поселение еврейских племен) долго просуществовать не смогло бы.  Израильтяне жили так на протяжении 400 лет.

Но ведь речь идет о народе еврейском, богоизбранном. Народе, который готовится к принятию Богоявления, что прямо указывает на высокую вероятность не исчезнуть с лица Земли раньше времени. Значит, перемены были неизбежны. Роль обличителей совести иудеев и восстановителей порядка выпала на долю так называемых судей. Они приходили именно в те моменты, когда еврейская общность оказывалась буквально на самом краю бездны.

Отмечу, что употребление слова «шофетим» традиционно воспринимается нами именно как слово «судьи», но точнее всего было бы сказать «правители», ведь правосудие было важной, но далеко не единственной их обязанностью.

Из Священного Писания мы узнаем о следующих судьях: Гофонииле, освободившем страну от угнетения Хусарсафамом, царем месопотамским; Аоде, избавившем израильтян от моавитян; Деворе и Вараке, спасших евреев от хананеев; Гедеоне, сражавшемся против мадианитян; его сыне Авимелехе, беззаконно пытавшемся сделаться царем. А также о Фоле и Иаире; Иеффае, который сражался против аммонитян; Есевоне, Елоне и Авдоне. И, наконец, знаменитый Самсон, боровшийся с филистимлянами.

Они не были избранными президентами и наследными царями, но благодаря своей воле и энергии смогли стать харизматичными лидерами. Сегодня так принято называть политиков, которые умеют произвести впечатление на свой народ, но изначально греческое слово «харизма» означает «дарование». Этим людям буквально свыше было даровано спасать в час бедствия израильский народ».

Отец Андрей отмечает, что «дарование этой самой харизмы мог получить не только еврей, но и еврейка, что во многом подрывает критику оппонентов о том, что роль женщины заключалась и должна заключаться лишь в деторождении и молчаливой покорности мужчине. Бог в целом избирает на свое служение людей не по гендерному, сословному или национальному принципу, а по принципу «наличия сердца» и веры человека.

Четырехсотлетний период Судей напоминает некий порочный круг, по которому «благополучно» блуждали евреи, вновь и вновь забывая увещевания и подвиги посланных им судей. Но шаткое положение израильтян на мировой арене стало беспокоить и их самих. Если изначально каждое колено стремилось к независимости и обособленности, то в итоге все они возгорелись желанием обзавестись собственным царем.

Книга Судей не пользуется особой популярностью среди верующих. Многие христиане максимум могут вспомнить лишь имена силача Самсона да назвать мудрую Девору и нерешительного Варака. Но Церковь, являясь мудрым и крепким институтом, не оставляет в забытьи свою историю, Предание и, конечно же, имена людей. Мы имеем возможность услышать текст Книги Судей во время всенощного бдения накануне определенных праздников (Архангела Михаила, Рождества Христова и др.). Мы также можем самостоятельно ознакомиться с полным текстом этой книги, которая по плотности сюжета и драматизму не уступает современным боевикам.

Период Судей приведет еврейский народ к возникновению великого царства, которое принесет им еще немало хлопот. Но нам с вами нужно помнить, что могущество этого царства было куплено ценой множества жизней простых евреев и тех самых судей».

Оставить комментарий

Наверх