Священник Иоанн Дворядкин рассказал о празднике Воздвижения Честного и Животворящего Креста
Священник Иоанн Дворядкин в публикации Информационного Митрополичьего центра «Православное Осколье» рассказал о празднике Воздвижения Честного и Животворящего Креста.
В сообщении, которое подготовила Анастасия Грищук, говорится: «27 сентября православные христиане вспоминают Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Историю праздника, конечно, можно прочитать в интернете. Но как часто мы задумываемся о значении Креста в нашей жизни? Для чего христиане носят крест на груди? Как понимать слова Спасителя: «…кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34)? Как проходит чин Воздвижения Креста в храмах? Ищем ответы в беседе с клириком храма преподобного Сергия Радонежского иереем Иоанном Дворядкиным.
– Двунадесятые праздники – это евангельские события. А почему же Крестовоздвижение относится к числу этих праздников?
– Да, праздник Воздвижения Креста Господня – это единственный из двунадесятых праздников, который не связан непосредственно с событиями земной жизни Христа и Богородицы. Праздник Крестовоздвижения появился в списке двунадесятых, потому что он свидетельствует о торжестве евангельской истории в этом мире. Незадолго до событий, связанных с обретением Креста Господня, в Римской империи была провозглашена религиозная терпимость по отношению ко всем вероисповеданиям, в том числе и к христианству. Три века подряд имя Христа было под запретом, христиане подвергались гонениям, святыни попирались, и вот, наконец, Крест Христов свободно поднимается над головами верующих для молитвы и поклонения. Это ли не торжество христианства? Именно поэтому со временем этот праздник вошел в число двенадцати самых значимых христианских праздников.
– Из каких источников мы можем узнать об этом событии?
– Об этом событии подробно писали церковные историки пятого века, в частности, Сократ Схоластик.
– Почему чин Воздвижения Креста совершается не во всех храмах? Есть в этом какая-то логика?
– Чин Воздвижения Креста, прежде чем получил свой настоящий вид, претерпел много изменений. Каждый раз составители письменных церковных уставов вносили какие-то уточнения или дополнения к уже существующему чину. Правило совершать чин Воздвижения только в соборных храмах относится к концу XVII века. Нигде ранее оно не упоминалось. Не буду пересказывать подробно историю появления этого правила, скажу лишь, что, по мнению некоторых церковных литургистов, при переводе этого правила с греческого языка на русский переводчиком была допущена ошибка. И появилось правило, которого раньше не было. Так что даже при составлении устава может иметь место обычный человеческий фактор. Но, конечно же, отсутствие этого чина в приходских храмах не отменяет всех особенностей богослужений праздника Крестовоздвижения. Торжественное поклонение Кресту Господню во время богослужения сохраняется везде.
– Зачем во время чина Воздвижения Крест поливают водой, поднимают и опускают? Это что-то символизирует?
– Само слово «воздвижение» можно перевести как «поднятие». Когда епископ или священник опускает и поднимает крест в храме, он воспроизводит тот самый исторический момент, когда иерусалимский патриарх Макарий воздвиг Крест Господень для обозрения и поклонения верующих. Очевидно, что перед этим Древо Креста Господня было омыто водой и очищено от земли, в которой оно пролежало несколько столетий. В чине Воздвижения это действие тоже было воспроизведено – через поливание водой креста во время его поднятия.
– Христос говорит в Евангелии, что надо отказаться от себя, взять свой Крест и идти за Ним? Это как? Что значит «отказаться от себя»?
– Значит отказаться от зацикленности на себе, от своей «самости». Значит быть готовым довериться Богу абсолютно, особенно в тех моментах жизни, когда от тебя ничего не зависит. Кроме привычного для нас понимания несения креста как «терпеливого отношения к трудностям жизни», есть и другое значение этой евангельской фразы. По мысли блаженного Августина, под крестом, который мы должны нести, нужно понимать «смертность нашей плоти». Наша плоть поражена греховностью, мы являемся заложниками своих страстей и несем эту внутреннюю несвободу как тяжелый крест. Далее Августин добавляет, что крест нашей плоти должен быть распят и пронзен гвоздями страха Божиего. И, главное, мы получим освобождение, только идя за Христом.
– Как следовать за Ним? Что нужно делать?
– Как следовали за Христом ученики? Они постоянно были рядом с Ним, внимательно слушали то, что Он говорил, задавали Христу много вопросов, иногда спорили, иногда недоумевали, но продолжали идти. Быть рядом со Христом сейчас – значит постоянно помнить о Нем, советоваться с Ним через молитву и чтение Евангелия, ну и, конечно же, общаться через Таинства и Церковь.
– А как современники Христа понимали Его? Ведь Он тогда еще не был распят на Кресте, а уже говорил о том, что нужно взять свой крест.
– Думаю, что многие не понимали, о чем Он говорил. В Его проповедях было много пророческих слов. Какие-то высказывания и события из жизни Христа раскрылись в полном смысле только после Его смерти и Воскресения.
– Зачем христианам носить крестики?
– Крест на груди у христианина – это как раз тот самый символический крест, который мы должны «взять и нести за Христом». К тому же нательный крестик должен быть постоянным напоминанием о смерти и крестной жертве Спасителя, которую Он принес за каждого из нас. Тот, кто помнит о жертве Христовой, получает благословение и помощь. Такая мысль звучит в молитве на освящение креста, которую читает священник: «Призри милостиво на это знамение Крестное, и ниспошли Божественное Твое благословение и благодать, и подай ему силу и крепость, чтобы всякий, кто в воспоминание спасительных Твоих страданий и животворной Твоей смерти и для сохранения и защиты души и тела на себе его будет носить, получил чрез него Небесное благословение и помощи удостоился».
– Есть люди, которые относятся к кресту как к амулету. Они ничего не знают о Крестных страданиях Спасителя. Крест им поможет? Какой в этом толк?
– Отношение к нательному кресту как к амулету – это сугубо языческое представление о святыне. В такой картине мира божество решает какие-то мои проблемы, я оказываю божеству некоторое почитание. Например, Господь будет меня защищать от трудностей, а я, так уж и быть, буду носить крестик. Такой религиозный рынок получается.
Но даже в случае, когда человек не имеет пока живой веры во Христа, смысл носить крестик все равно есть. Иногда Господь сначала подает Свою помощь, в том числе через крест, а уже потом человек приходит к Нему.
– А как помогает ношение креста верующим людям?
– Ответ на этот вопрос тоже можно найти в молитве на освящение нательного креста: «Знамение Крестное благослови и Твоего заступления помощь против всех козней диавольских в него влей, чтобы всякому, на себе носящему его, оно защитою, и сохранением спасительным от всякого зла души и тела, и ко умножению в нем духовных Твоих дарований и христианских добродетелей по благодати Твоей послужило».
- Оцените материал
- Опубликовано в Новости Белгородской митрополии
- Прочитано 224 раз
Похожие материалы (по тегу)
- Заседание секции XXII Иоасафовских чтений прошло в Белгородском юридическом институте МВД
- Митрополит Белгородский в день памяти иконы Божией Матери «Казанская» совершил Божественную литургию в Казанском храме в Томаровке
- Митрополит Белгородский поздравил с праздником Казанской иконы Божией Матери читателей газеты «Коммерсант»
- Крестный объезд города с чудотворной иконой Казанской Божией Матери прошёл в Старом Осколе
- Все священники Новооскольского благочиния приняли участие в освящении районной больницы