Священник Николай Дубинин ответил на вопросы православных
Информационный Митрополичий центр «Православное Осколье» продолжает публикацию материалов в рубрике «Что посоветуете, батюшка?», в этот раз на вопросы отвечает настоятель храма великомученика Феодора Стратилата священник Николай Дубинин.
– Батюшка, что такое ревность? Греховное ли это чувство? Как избавить мужа от неё?
– Ревность как приправа к еде – когда её немного, она придаёт и вкус. Однако, если приправы будет слишком много, пищу уже невозможно есть. Так и в отношениях: проявление небольшой или сдержанной ревности показывает, что вы небезразличны своему мужу, что он боится вас потерять.
Поговорим о чрезмерной ревности. Интересно, что слова «ревность» и «верность» очень похожи, однако их смысл радикально разнится.
Мне кажется, что именно чрезмерная маниакальная ревность – это одновременное проявление неверия и неверности. Поясню. Когда человек чрезмерно ревнует, он, во-первых, элементарно не верит, то есть не доверяет своей половине. Он не верит в ее верность. А, во-вторых, это подсознательное проявление неверности, потому что ревнивец судит о своей половинке по себе, по своему внутреннему настрою. Как ни крути, сценарий неверности рождается из его собственной фантазии, из его (пусть даже и теоретического, мысленного) опыта его собственной неверности, его привычке поглядывать на сторону.
Такая ревность – это еще и проявление крайнего эгоизма. Чувство собственничества, которое позволило мужчине превратить жизнь своей любимой в ад постоянными подозрениями и претензиями. Ревнивец в какой-то момент увидел в своей половине не свободную личность, а просто собственность, имущество.
Помочь ревнивому человеку бывает крайне сложно, поскольку ревность в корне своем имеет гордыню, самолюбие. А по слову святого Иоанна Лествичника, «гордого исправить может только Бог, и часто через скорби». Молитесь за вашего мужа, да умудрит Его Господь.
– Где лучше молиться – в храме или дома?
– Митрополит Вениамин (Федченков) сравнивал домашнюю молитву с разговором человека и Бога по телефону. Это допустимо, но как будто упускается важный личный контакт. В то же время молитва в храме – это разговор Бога и человека лицом к лицу.
Нужно помнить, что посещение церкви необходимо нам не только для молитвы. Участие в таинствах и жизни прихода невозможно без личного визита.
– Объясните, как связаны добрые дела с духовной жизнью? Можно ли спасти свою душу, занимаясь благотворительностью, но не посещая храм?
– Действительно, в Евангелии Господь многократно вопрошает о делах веры: навестил ли каждый из нас больного, разделил ли хлеб с голодным, утешил ли отчаянного и брошенного всеми страдальца.
Однако опыт святых говорит о том, что само по себе доброе дело не спасает душу, а спасение души зависит не столько от факта совершенной добродетели, сколько от состояния души, в котором она творит, и особенно в котором она пребывает после доброделания.
То есть верным мотивом добродетели должно быть не бездумное исполнение заповедей – «потому что так надо, так в Библии сказано», и тем более не жажда славы и награды, дескать, вот я сейчас помогу человеку, а Господь увидит, какой я молодец, и обязательно поможет мне в ответ.
Нужно стремиться к такому состоянию души, когда доброе дело ты совершил потому, что просто иначе не мог. Ты просто иначе не мог! Понимаете? Вот наступил такой момент, и ты не смог пройти мимо нужды ближнего, переступить через чужую боль и страдание, а разделил их, и они стали твоими. Это всегда жертвенное состояние сердца. Таким образом не твое доброе дело определяет состояние души, а наоборот, твое сердце, твое состояние души порождает и формируется в добродетель, ведь по слову Писания, «Дух творит себе формы».
Так, например, любящий муж делает подарок супруге не потому, что так надо, а потому что он просто не может по-другому поступать.
Преподобный Исаак Сирин, великий знаток души и добродетели, писал: «Воздаяние бывает не ради добродетели, и не труду ради нее, но рождающемуся от них смирению. И если смирения не возникает в человеке, то напрасны все труды и все добродетели».
- Оцените материал
- Опубликовано в Новости Белгородской митрополии
- Прочитано 202 раз
Похожие материалы (по тегу)
- Заседание секции XXII Иоасафовских чтений прошло в Белгородском юридическом институте МВД
- Митрополит Белгородский в день памяти иконы Божией Матери «Казанская» совершил Божественную литургию в Казанском храме в Томаровке
- Митрополит Белгородский поздравил с праздником Казанской иконы Божией Матери читателей газеты «Коммерсант»
- Крестный объезд города с чудотворной иконой Казанской Божией Матери прошёл в Старом Осколе
- Все священники Новооскольского благочиния приняли участие в освящении районной больницы