Шаблоны LeoTheme для Joomla.
GavickPro Joomla шаблоны

В Белгороде прошла Митрополичья Литературная гостиная

https://beleparh.ru/images/gallery/21/0144/_dsc4455.jpgВ Белгороде прошла Митрополичья Литературная гостиная, которую посвятили философским вопросам бытия, сообщила Пресс-служба Белгородской митрополии.

 

В сообщении, которое подготовила Татьяна Черных, говорится, что «Литературно-музыкальную гостиную,  которая состоялась в соборном зале Белгородской митрополии, посвятили вопросам бытия и познании,  взаимоотношениям Бога и человека, путям истории и  вызовам современности. Гостями вечера на этот раз стали очень разноплановые личности. Из Москвы по приглашению митрополии приехал  известный актёр театра и кино, президент Всероссийской ассоциации рукопашного боя, сибиряк родом из Красноярска Владислав Дёмин. Своим пением гостей порадовал солист  Санкт-Петербург Оперы  Владимир Церебровский, приглашённый на вечер директором Белгородской филармонии Светланой Борухой. А на художественной выставке представили работы художников, побывавших в  июле этого года на пленэре в Рождественском подворье митрополии и в гостях в староверческом селе Кошлаково». 

Как рассказывает Татьяна Черных, «Настоятель старообрядческой поморской общины Древлеправославной церкви Белгорода Александр Егорович  Тарасов, приглашённый на вечер, сам позировал для нескольких картин – он  рассказал гостям, что это село было основано в 1656 году бежавшими из Поморья староверами. Саму выставку под названием «Познание добра и зла» представила белгородская художница Наталья Плешкова. Гости увидели картины Яны Серпуховой, Алексея Юсупова, Геннадия Кудрявцева, Анатолия Федоренко и самой Натальи. Каждый из них в своей художественной манере обращается к постижению этой сложной темы».

В сообщении отмечается, что «Книжную выставку «Путь к себе и в Богу» представила областная научная библиотека.  Её первая часть посвящена учению древнегреческих философов. Бесспорное украшение и экспозиции, и библиотечной коллекции  - сборник сочинений Аристотеля на латинском языке. Эта книга издана в швейцарском городе Базеле в 1552-53 годах, она прекрасно сохранилась и спустя четыре столетия.

О познании себя и Бога,  о пути духовного обновления много писал известный русский философ Иван Ильин - на выставке представили миниатюрное издание его работ».

– Наша встреча посвящена сегодня духовному опыту познания себя,  - сказал во вступительном слове митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн. – Все думают, что процесс познания устремлён вовне. Больше путешествуй, больше общайся,  и ты больше узнаешь. Но познание себя устремлено внутрь, потому что Господь просвещает всякого человека, грядущего в мир. И мы, рождаясь в этом мире, получаем задание от Бога, и первое, что нам предстоит – это узнать, какую задачу Бог в нас вложил. Это путешествие в глубины своей души. Недаром Христос говорил: «Будьте как дети». Это возвращение к состоянию, когда внутренняя открытость  Богу позволяет нам узнать, что же есть в нашей душе. Со  временем каждый из нас становится архитектором, скульптором своей души – а само слова «скульптура» происходит от латинского глагола, означающего «отсекать». И мы всё время что-то отсекаем, в зависимости от обстоятельств, а та первозданность, которая нам дана от Бога при рождении – она есть в нас, но мы ею никак не пользуемся. Чтобы познать её, прочитать тот текст, который Бог написал о нас, необходимо иметь очень высокий духовно-нравственный уровень. Нужно вернуться в ту первозданность, которую мы обрели, когда появились на этот свет. Доступ к этим богатствам познает тот,  кто чист сердцем: «Блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят.

Владыка говорил о том, что современный мир пытается сделать из нас «служебных» людей - не  служивых,  которые способны служить Отечеству, Церкви, долгу, а служебных, которые настроены на определённую волну и имеют свои ограничения. И эта служебность как некая уже социальная стратификация,  расслоение,  разделяет людей и приглашает их все время участвовать во внешнем мире. А мы должны прочесть ту задачу,  которую  Бог написал в нашей душе и исполнить её - вот тогда мы действительно будем счастливы.

Как поясняет автор сообщения, «В этот вечер перед гостями выступил с докладом «О знании», настоятель Смоленского собора, протоиерей Павел Вейнгольд. Отец Павел, в своё время закончивший философский факультет МГУ,  дал краткую компиляцию всех философских систем и учений, начиная с античности и Средних веков, перейдя затем к классический немецкой философии, доктринам позитивизма, фрейдизма, марксизма, феноменологии, экзистенциализма».

– Первым из людей,  которому удалось ответить на вопросы: что? зачем? и почему?, причём, даже не задавая их, был Адам, который нарекал имена всему, что встречал в Эдемском саду. И он не мог ошибаться, потому что, давая имя, он выводил из небытия и придавал смысл всему сущему, - напомнил отец Павел.

Как отметил священник, одна из доктрин, которая ещё до Фрейда и экзистенциалистов пристально всматривалась в сущность человека – это марксизм.  По словам отца Павла, взгляд этот был зловещим. Если прежние теории познания хоть как-то – кто в неведении, а кто стыдясь, – всё же имели в виду Нечто, стоящее над миром и человеком,  то марксизм перевернул мировые представления с ног на голову.  Человек как вершина творения стал основанием бытия, а его задачей – овладение окружающим миром для себя.   

– Как противовес тоталитаризму марксистского толка  появляются различные либеральные концепты: гуманизм, общечеловеческие ценности,  толерантность, конвергенция, а теперь уже и трансгуманизм, - говорит отец Павел. – Человека надо  сделать счастливым, преодолев его собственное несовершенство. Почему так  повернулась история – от таких просторов, такой глубины мысли, такого пафоса бытия, устремлённости к лучшему будущему, к прогрессу – до сегодняшнего  общества потребления, замусорившего планету , но, заметьте, всё ещё несчастливого.

– Знание непременно несёт нравственный оттенок, - напомнил отец Павел. – Две книги перед нами – книга природы и книга Божественной премудрости. И читать их надо одновременно. «Небеса поведают славу Божию, и о делах Его вещает мир», - говорит псалмопевец. И если посмотреть на историю русской философской мысли, становится ясно, что она всегда видела во всём многообразии фактов, событий,  естественных законов природы и социальной жизни лишь главный вопрос – и он на самом деле один: «Зачем всё это?».  И свидетельство русской философской мысли таково – без Христа ответить на этот вопрос невозможно.

Татьяна Черных сообщает, что «Музыкальные номера в этот вечер представила ведущая пианистка Белгородской филармонии Ирина Соколова, украсив доклад отца Павла произведениями Баха и Рахманинова. Как заметил Владыка Иоанн, «она тоже философствовала через музыку». Ведь известно, что  музыка Баха уравновешивает  функциональность полушарий головного мозга, вносят гармонию в их работу.

С романсами Рахманинова  выступил солист филармонии Андрей  Мезенцев, музыку Шостаковича исполнил дуэт виолончелисток  – Ирина Александрова и Юлия Гюнтер.  

Приглашённый гость этого вечера московский актёр Владислав Дёмин  показал отрывки из своего нового моноспектакля «Два», премьера которого состоится в Москве 6 октября. Спектакль посвящён теме познания себя».

– Счастлив тот человек, который может критически на себя посмотреть и попытаться что-то в себе изменить уже в зрелые годы: самая тяжёлая гражданская война – это война с самим собой, - сказал Владыка Иоанн после его выступления, завершая вечер.  –  И сам процесс познания – это борьба со стереотипами, которые мы усвоили, в которых нас воспитали, а это всегда болезненно. Современный век отнимает у человека критическое мышление, человек некритично относится к той информации, которая ему навязывается, и становится всеядным. Когда нам навязывают те или иные образы,  которые заставляли бы нас поступать так, как хотелось бы кому-то – это называется «внешнее управление человеком». И  главная защита от этого внешнего управления – взирать почаще на образы святых, потому что икона – это окно из «мира горнего» в наш мир. Это окно открывается в молитве, в Богообщении. В этом и есть истинное познание. Ещё когда  человек был в раю,  он познавал не мыслительным процессом,  потому что разум лукав,  – он познавал созерцанием. А созерцание – это образность,  то есть знание целостное,  не разделённое, не расчленённое. Образ, воспринимаемый нашей душой  – а душа есть образ и подобие Божие.

– Владыка поблагодарил всех выступавших и гостей, поблагодарил художников и Александра Тарасова. «Теперь мы видим прекрасные картины, наполненные жизнью, - сказал Владыка Иоанн.  –  И это замечательный пример того, как мы можем, преодолевая наши различия,  радоваться тому, что Господь нас всех собрал на этой земле», - приводя слова Владыки, подчёркивает Татьяна Черных.

Фото А. Клюйко

Оставить комментарий

Наверх