В День Петра и Февронии «Православное Осколье» напомнило, что первая семья по воле Божией появилась на шестой день Творения Мира
В День Петра и Февронии Информационный Митрополичий центр «Православное Осколье» напомнил, что первая семья по воле Божией появилась на шестой день Творения Мира.
В сообщении, которое подготовил Александр Гончаоров, говорится: «Каждый год 8 июля православные христиане вспоминают благоверного князя Петра (во иночестве Давида) и святую княгиню Февронию (во иночестве Евфросинию), Муромских чудотворцев, которые являются чтимыми символами Дня семьи, верности и любви.
Семья в Православии – это не просто «ячейка общества», а «Малая Церковь», то есть отражение самой Церкви Христовой. Если угодно, то все человеческое бытие держится на семье. Деградация ее является четким признаком упадка веры, потери любви и приближающегося распада всех нормальных отношений между людьми.
Святитель Иоанн Златоуст писал, что «…мир состоит из городов, города – из домов, дома – из мужей и жен; поэтому когда настанет вражда между мужьями и женами, то входит война в дома; а когда они мятутся, тогда неспокойны бывают и города; когда же города приходят в смятение, то по необходимости и вся вселенная наполняется смятением, войною и раздорами».
Первая семья по воле Божией появилась на шестой день Творения Мира. Господь, воздвигнув первого человека из праха и наделив его «душою живою», повелел ему возделывать и хранить райский сад. Только не надо мнить, что Адам бегал по кущам с тяпкой или же с помощью сохи взрыхлял райскую землю. Это ему не было надобно. Он дал имена и растениям, и животным, то есть с разрешения Пресвятой Троицы проник в глубину познания их сокровенной сути, которая вряд ли снилась нашим «мудрецам» генетики и биоинженерии XXI века. И контролировал первочеловек развитие флоры и фауны способами вряд ли энергозатратными. Кроме того, сложно представить, что Адам уставал физически или духовно.
Отчего же Предвечный Бог решил сотворить и помощника ему? Ветхий Завет дает прямой ответ: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному…» (Быт. 2:18). Праотец Адам сразу признает Праматерь Еву женой. Он не размышлял ни о какой демократии, свободе выбора (которого, кстати, и не было), не просил Творца всячески о пробном браке (а вдруг отношения не сложатся?)».
Как подчёркивает Александр Гончаров, «Семья возникает сразу под влиянием всеобщей райской любви.
Не стоит думать, что если бы Бог не дал Еву Адаму, то и грехопадение не состоялось бы. Соблазн – «будете как боги» – всего лишь разновидность совращения по типу: «ты сам как бог, ибо совершенен». Эгоизм легче проникает в сердце человека, если он не имеет потребности заботиться о ком-то еще, ему подобном. Семья – это средство против эгоизма. Можно сказать, что Господь Всеведущий предвидел падение человека и дал ему семью ради выживания в пораженном грехом мире. Понимание произошедшего легко обрести у апостола Павла: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2). Изгнание семьи Адама и Евы из Рая запустило исторический процесс, суть которого заключается в добровольном возвращении человека к Богу. На семье строится наша грешная жизнь…
Здесь так и слышится за спиной ехидный хохоток безбожника: «А как же монахи? Они-то люди не семейные». На это возражение есть, и вполне обоснованное. Монах, убегая от физической семьи, прилепляется к семье Небесной. Митрополит Иларион (Алфеев) пишет: «Не случайно многие Отцы Церкви сравнивали монашескую жизнь с жизнью супружеской и говорили об устремлении души человеческой к Богу в тех же выражениях, в которых говорили о супружеской жизни… Душа христианина – невеста Христова, и именно в этом плане в монашестве реализуется тот «брачный потенциал», который есть у каждого человека».
Монахи ведут непрерывную борьбу со «злобой духов поднебесных» ради спасения души, но и мирская семья тоже служит этой цели. «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:14-15). Дети – семя жены – должны поражать зло (а змей и есть его исчадие).
Впрочем, семья по Промыслу Божиему может и не иметь детей, но все же вековечная битва с происками дьявола, старающегося пресечь историю человечества, предполагает супружество и рождение ребенка. Святитель Григорий Богослов прямо изъяснял: «Добродетель не чуждается супружеской любви… Плодом нежной супружеской любви были и тайнозрители Христовых страданий – пророки, патриархи, иереи, победоносные цари, украшенные всякими добродетелями, потому что добрые не на огороде выросли, а все они – порождение и слава супружества».
В христианстве именно муж считается главой семьи, ему должны повиноваться и жена, и дети. Но у каждого члена семейства есть свое послушание, которым он не в праве пренебречь. Английский писатель-христианин не зря отметил: «Видите, послушание – скорее танец, чем палка, особенно когда речь идет о мужчине и женщине; то он ее слушается, то она его» (К. С. Льюис. «Мерзейшая мощь»).
Вообще, удел женщины – «дщери Евиной» – очень высок в семье. От нее часто зависит само существование семейства. Достаточно прочитать хотя бы это: «Что солнце, восходящее на высотах Господних, то красота доброй жены в убранстве дома ее; что светильник, сияющий на святом свещнике, то красота лица ее в зрелом возрасте; что золотые столбы на серебряном основании, то прекрасные ноги ее на твердых пятах» (Сир. 26:20-23); «Соглашусь лучше жить со львом и драконом, нежели жить со злою женою. Злость жены изменяет взгляд ее и делает лице ее мрачным, как у медведя» (Сир. 25:18-19)».
Задумаемся о некоторых событиях Священной истории. Смог бы праведный Ной построить ковчег, если бы в его семье не имелось любви и шел постоянный разлад? Смог бы великий праведник Авраам претерпевать тяготы, если бы с ним рядом не находилась Сарра? Бог неслучайно отмерил им талант семейного жития».
В «Православном Осколье» заявляют: «Мир без семьи – это ад, как ни прикрывай его материальным изобилием. Поэтому, когда в XXI столетии некие пропагандисты и политики разрушают сам семейный принцип в умах людей, то они готовят полное расчеловечивание.
Есть научно-фантастический роман советского писателя Ивана Ефремова «Туманность Андромеды». В ней обрисован образ «светлого будущего», который так нравился читателям в СССР. Но там повествуется о совершенно внерелигиозном человечестве, отказавшемся от семьи. Мужчина и женщина просто сожительствуют друг с другом. Дети передаются на воспитание государству, которое, конечно же, действует, исходя из передовых научных изысканий.
Но только герои «Туманности» сами живут как в тумане. У них нет любви, но лишь влюбленность. Они душевно сухи. Само же человечество больше всего ценит комфорт и свои фантазии. Абсолютное меньшинство людей стремится покорять космос. Да и тут все идет вкривь и вкось. Земля посылает звездолет, чтобы узнать о судьбе чужой планеты, но не разыскивает пропавший корабль «Парус», на котором в экспедицию отправились молодые звездоплаватели. Судьба чужих волнует больше, чем жизнь «ближнего своего».
Перед нами иллюзия любви, а не любовь. А все проистекает из-за отсутствия обычного воспитания ребенка. Все ребятишки оказываются на положении традиционных для нас детдомовцев, не познавших родительской ласки или даже наказания. Отсюда и возникает нечуткий инфантилизм, задрапированный дырявым занавесом высокопарной фразы. Впрочем, коммунистическая цивилизация «гуманна»: если хочешь сам заниматься своими детишками, то отправляйся на закрытый остров Яву, избавь общество от своего присутствия, не тревожь его нежные психические струны семьей. Любопытно, что преступников и «антисоциальных элементов» отправляют на другой остров – Цейлон. Таким образом семейная жизнь приравнена к преступлению.
Только в полном умопомрачении можно признать данный мир «прекрасным далеко». Что в нем хорошего? Инопланетян за тысячи парсеков видим, а душу свою – нет. Зеркало в виде семьи отсутствует.
Надо отметить, что бессемейное общество будущего совершенно нецеломудренно и бездуховно, так как оно не ведает семьи и брака. И ему не понять святых Петра и Февронию. И чтобы данное «послезавтра» никогда не пришло на Землю и не убило в человеке человека, нам важно сохранять семью, нам надо слышать голос Православия и следовать за ним: «Целомудрие именно заключается в том, чтобы относиться к своему телу и к своей душевности как к святыне, которая пронизана Божественным присутствием. И когда человек вступает в телесное общение в браке, это не осквернение, это момент, когда один человек другому – который его любит, его уважает, который к нему относится с благоговением, – отдает свою чистоту, чтобы своей чистотой поделиться с тем, кто в чистоте сердца, в духовном целомудрии его воспринимает. И тогда брак делается действительно таинством, то есть тайной, в которой уже совершается единство двух в чистоте и в святости брака» (митрополит Антоний Сурожский)».
- Оцените материал
- Опубликовано в Новости Белгородской митрополии
- Прочитано 252 раз
Похожие материалы (по тегу)
- Митрополит Белгородский выступил на открытии VII выставки «Прохоровское поле» в Белгородском художественном музее
- Шебекинский благочинный показал «звезде» «Реальных пацанов» храмы Шебекино
- В Новооскольском благочинии благословили призывников на службу Родине
- Митрополит Белгородский выступил на заседании Митрополичьей литературной гостиной в Белгороде
- Православные чтения прошли в Новом Осколе