В «Православном Осколье» поздравили с Новым годом проповедью протоиерея Евграфа Мегорского о счастье
Информационный Митрополичий центр «Православное Осколье» поздравил своих читателей с Новым годом проповедью протоиерея Евграфа Мегорского о счастье.
В сообщении, подготовленном коллективом «Православного Осколья» поясняется: «Готовя для вас очередной номер газеты «Православное Осколье», дорогие читатели, мы не могли не затронуть тему Новолетия. Прошлый год был богат событиями. Порой они приносили нам больше горестей и страданий, чем радости. Потому, вторя доброй традиции, мы обращаемся к вам, друзья, со словами утешения и пожеланиями счастья в новом 2021-м году.
Казалось бы, в 2020-м нас настигли небывалые беды и произошли неожиданные перемены. В новостях часто слышим, что «мир неузнаваемо изменился». Но, оглянувшись назад, мы понимаем, что люди по своей сути остались прежними. А потому так точно и пронзительно звучат сегодня слова известного проповедника XIX века протоиерея Евграфа Мегорского.
Настоятель Казанского собора в Санкт-Петербурге, магистр Санкт-Петербургской Духовной Академии, ректор Новгородской духовной семинарии, он активно занимался издательской деятельностью. Его книги и статьи были популярны в свое время, а сборник «Слова, поучения и речи» (1894 г.) – даже переведен на греческий язык.
Нам думается, что его «Слово на день Нового года», написанное более 130 лет назад, наполнит вашу душу светом и умиротворением».
В «Слове» проповедника XIX века протоиерея Евграфа Мегорского говорится: «В день новаго года мы имеем обычай, при взаимных приветствиях, желать друг другу новаго счастия. Так каждый новый год мы лелеем мечты о новом, лучшем и совершеннейшем счастии. И во всю нашу жизнь мы напрягаем все усилия для достижения счастия, но если и успеем иногда на мгновение испытать его, то оно скоро бежит от нас и исчезает как дым. О, счастье, счастье! Где же ты? Где ищут тебя люди, обладающие здравым разумом, и много ли находят. Подумаем ныне об этом, чтобы разумно благожелать на новое грядущее лето жизни.
Чаще всего ищут счастия во внешних благах жизни: в богатстве и почестях, высоком положении в обществе, в чинах и отличиях. Не слышите разве, как часто ныне говорят: вот зажил бы, если бы двести тысяч выиграл. Не раздается разве ныне повсюдный общий плач о том, что все дорого и нет средств жить так, как хочется? Не слышится ли, иначе сказать, сильнейшая повсеместная жажда: денег, денег и денег. Богатство – вот кумир, которому ныне служат с великим усердием. Мы, как древние израильтяне, забыли истиннаго Бога и соорудили себе тельца златаго, которому кланяемся ниже, чем истинному Богу. В погоне за этим источником блаженства и счастия часто забывают долг и совесть, родство и дружбу, даже свое человеческое достоинство.
Господствует убеждение, что богатства и должно домогаться всеми силами. Богатство создает человеку независимое положение в обществе; оно дает средства испытывать разнообразныя утонченныя удовольствия, недоступныя для бедняка; оно дает человеческому сердцу отраду отереть слезу бедствующаго в нужде и спасти честнаго труженика от угрожающей нищеты; оно дает удобную обстановку жизни и делает человека вполне довольным и счастливым.
Казалось бы, что все это должно быть в действительности, но так ли бывает на деле? Один дрожит над каждою копейкою, боится истратить без нужды лишнее и впадает в скупость; другой тратит деньги на разныя пустыя затеи, дозволяет себе роскошь не по средствам, впадает в расточительность и снова в более горькую нищету; третий пресыщается изысканными яствами, упивается винами и за это невоздержание расплачивается разными болезнями, отравляющими жизнь. Лучшим людям богатство приносит много забот и хлопот о том, какими средствами сохранить его, какими предприятиями увеличить, на какия дела употребить с большею пользою и честию, каким наследникам оставить свое состояние. Не напрасно мудрец ветхозаветный говорил: попечение богатства отгонит сон (Сир. 31:1).
Прибавьте к этому, что зависть и коварство, лесть и лицемерие, хитрость и воровство вьются около богатых и высокопоставленных людей, отнимая у них покой и довольство. Где же тут счастие?
Итак, даст ли кому Господь богатство, пусть богатый им пользуется, с благодарностию к Подателю, во благо себе и ближним. Но не станем просить себе у Бога и желать друг другу богатства, как необходимаго условия для земнаго блаженства и счастия. И богатый не всегда счастлив и бедный не всегда несчастен. Поставлен ли кто на высокое место служебное, пусть поставленный помнит слово евангельское: кому дано много, много от того и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк. 12:48), то есть, кто высоко поставлен, того дело важнее, у того ответственности больше, от того требуется знания, деятельности и забот больше. Поставленный в низкое состояние пусть не ропщет на Бога и не завидует высшим, полагая все счастье в том, чтобы занимать высокое место.
Кто не знает, что люди высокаго чина и звания бывают несчастны и состоящие в низком чине и звании считают себя счастливыми? Каждому дается в этой жизни то, что нужно по премудрому усмотрению Божию. Одному Бог дал пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе (Мф. 25:15). Будем довольствоваться все своим настоящим положением, не простирая излишних забот в далекое будущее и не обращая завистливых очей на счастливое с виду положение ближних.
В погоне за счастьем ныне не оставлены без внимания и блага духовныя. Ныне многие все наше счастие полагают в умственном развитии и образовании. Наука улучшает все стороны жизни человеческой и ведет человечество вперед по пути развития и усовершенствования. Она изменяет к лучшему строй жизни гражданской и общественной, научая более целесообразным формам управления и суда; она изменяет дело военное, изобретая новыя смертоносныя орудия; она улучшает жизнь семейную, облагороживая взаимныя отношения членов семьи; она изобретает лучшие способы воспитания и обучения детей; она разгоняет мрак суеверия и невежества; она проникает и в отдаленные небесные миры, и в недра земли, и в глубины морския, всюду внося свой свет и обращая все на пользу человека. Она делает человека существом разумным и венчает его, как царя всей твари. К ней должны быть устремлены все усилия человеческия, так как в ней – избавление от всех бед и нестроений нашей жизни, в ней – все счастье человеческое. Блажен, иже обрете мудрость (Сир. 25:12).
Но опять жизненный опыт дает нам далеко не то, чему должно бы быть по соображениям человеческаго разума. Путь в святилище науки длинен и весьма труден; всякому путнику он приносит много скорбей и стоит многих слез. Присмотритесь и к тем, которыми пройден весь этот путь: много ли между ними довольных и счастливых. Увы, очень и очень немного. У одного душа отравлена ядом сомнений, раздающим самую надежную опору отрады и утешения во всех бедах и скорбях – святую веру; другому нет покоя от тех недостатков и нестроений в гражданской и общественной жизни, от которых страдают люди, и болеет, и мучится человек этими страданиями ближних, и решается иногда на отчаянныя деяния; третьему грызет сердце червь самолюбия и самомнения, не позволяющий с высоким образованием заниматься малыми делами. Словом, недовольства много, а счастья мало.
Пусть же наше молодое поколение стремится к образованию и развитию умственному, но пусть оно твердо помнит, что не в нем одном наше счастье, – что желающие обладать истинною мудростию должны развить в себе твердый религиозно-нравственный характер, при котором только ученье сделается действительно светом, освещающим мрак нашей жизни. Пусть и люди, взявшиеся за трудное дело воспитания и обучения нашего юношества, не забывают, что задача школы не в том только, чтобы наполнить головы учащихся разными знаниями, а и в том еще, чтобы благотворно повлиять на весь нравственный склад характера их. Если же этот склад будет изуродован и искалечен школою, то воспитатели будут теми слепцами, которые увлекают за собою в яму и других.
Ищут еще счастья в союзе дружбы и любви. И действительно, союз этот много облегчает наше жизненное бремя. Не напрасно слово Божие говорит нам: друг верен – врачевание житию; друг верен кров крепок: обретый его обрете сокровище (Сир. 6:14). В самом деле, разве не отрадно сознавать, что есть честное и безкорыстное, вполне преданное вам сердце, которое всегда порадуется вашими радостями и будет болеть вашими скорбями?
Особенно светло и мирно течет жизнь человека, если на союзе любви основана его семейная жизнь. Но на горе беднаго человечества искренние союзы дружбы и любви становятся более и более редкими. Сердца ли наши стали черствыми, самолюбия ли в нас стало много, но только нельзя не заметить того грустнаго явления, что ныне честная, искренняя дружба стала редкостию. А семейныя узы более и более становятся пугалом, от котораго многие бегут, чтобы избавиться от бед и злоключений. И большая часть тех, которые решаются вступать в брачный союз, справляются о взаимной любви, как последнем, ничтожном условии счастия, а больше всего заботятся о приданом и вообще о выгодах брачнаго союза. Не удивительно, что без искренней, взаимной любви семья счастья не дает. Пожелаем в будущем лучшей доли этим чистейшим источникам счастия человеческаго – искренним союзам дружбы и любви.
Ищут, наконец, счастья в честном труде и, соединенном с ним, спокойствии совести. В тихом довольстве пользуется человек благами земными, добытыми его собственным неустанным трудом. Спокойно отходит он каждый вечер ко сну, по окончании трудов, не испытывая угрызений совести, и на утро мирно исходит на дело свое. Так в покое и довольстве проходит честный труженик свой жизненный путь, с спокойною душею взирая на неизбежный конец его, а в набегающих смущениях находя твердую опору в крепкой вере в Бога-Промыслителя и Спасителя нашего. Не даром труд заповедан человеку еще во время блаженнаго его состояния в раю (Быт. 2:15).
Не значит ли это, что без труда не может быть блаженства и счастья человеку на земле? На наше горе, после грехопадения тяжелый труд наложен человеку уже в наказание (Быт. 3:19). И действительно, от бед и скорбей не избавлены и самые честные труженики. Их жизнь нередко бывает отравлена болезнями и слабостию сил, не позволяющими трудиться, – людскою алчностию, отнимающею иногда у ближняго последний кусок хлеба, и близорукостию, не оценивающею труженика по заслугам, и многими другими невзгодами. При всем этом нельзя не пожелать, чтобы искатели счастия чаще обращались к этому чистому источнику счастия – честному труду, ведущему нас в рай, даруемый спокойною совестию и доброю, правильною жизнию.
Итак, где же счастие, к которому мы так усиленно стремимся? Полнаго и всесторонняго, неизменнаго счастия здесь на земле для нас нет и не будет. Мы найдем его там – на небе, когда сподобимся обрести вечный мир и покой. А здесь на земле мы всегда будем волноваться и искать чего-то новаго, по временам забавляться и тешиться разными безделушками, как делают дети.
И благо нам, если мы будем дары здешней жизни, ниспосылаемые нам Богом, принимать и употреблять с детскою доверчивостию, чистотою и незлобием. Много счастья мы можем испытать тогда и в здешней жизни. А если сердце наше будет отравлено злобою и ненавистью, если помыслы наши будут омрачены гордостию и сомнениями, то не видать нам здесь довольства и счастия, в чем бы ни пробовали искать его. Ищите прежде Царствия Божия и правды Его и все прочия блага приложатся вам. Аминь.
Протоиерей Евграф Мегорский, 1885 год».
- Оцените материал
- Опубликовано в Новости Белгородской митрополии
- Прочитано 309 раз
Похожие материалы (по тегу)
- Митрополит Белгородский выступил на открытии VII выставки «Прохоровское поле» в Белгородском художественном музее
- Шебекинский благочинный показал «звезде» «Реальных пацанов» храмы Шебекино
- В Новооскольском благочинии благословили призывников на службу Родине
- Митрополит Белгородский выступил на заседании Митрополичьей литературной гостиной в Белгороде
- Православные чтения прошли в Новом Осколе