В Великий четверг митрополит Белгородский совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Белгорода
13 апреля, в Великий четверг Страстной седмицы, Глава Белгородской митрополии совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Белгорода, сообщила Пресс-служба Белгородской и Старооскольской епархии.
Преосвященному архиерею сослужили: настоятель собора протоиерей Олег Кобец и клирики собора.
В епархии напоминают, что «Согласно Евангельскому повествованию в этот день Христос установил Таинство Евхаристии (причастия) во время Тайной Вечери с учениками. Традиционно православные стараются причаститься в этот день и приводят в порядок свои жилища. Также в этот день православные начинают выпекать куличи».
После заамвонной молитвы митрополит Иоанн вышел из алтаря на кафедру, а затем из алтаря вышли 12 священников, севших на солее. Преосвященный Владыка снял с себя верхнюю часть облачения: омофор, саккос и палицу, после чего препоясался лентием (длинным белым полотенцем) и по очереди умыл ноги одиннадцати священникам.
Двенадцатый священнослужитель, по чину символизирующий апостола Петра, сначала отказывается от умовения, но потом, после евангельских слов «Аще не умыю тебе, не имаши части со Мною», просит омыть не только его ноги, но и руки и главу, затем произносится ответ Спасителя: «Измовенный не требует токмо нозе умыти».
После омовения ног последнего священника архипастырь облачился в снятые прежде облачения и прочитал молитву, в которой просит омыть и души верующих.
Как рассказывают в епархии, «Великий Четверг как день таинства Евхаристии отмечается уже с IV века. В древнем Иерусалиме в этот день совершали 2 литургии: она в главном храме (базилике Мартириум), другую – в «часовне позади Креста». На последней литургии все причащались.
После X века богослужение приобретает вид, близкий к современному; отметим некоторые характерные особенности службы Великого Четверга и примерное время их возникновения:
– Евангельское чтение на утрене долгое время не указывали в Типиконах, хотя на практике его читали в рукописях Богослужебного Евангелия оно обозначалось. В греческих Типиконах прочное место это Евангелие занимает лишь с XVI века, а в русских – начиная с издания 1682 года.
– Паремия из Книги Иеремии на 1-м часе указана только в Святогробском Типиконе (видимо, современный образ ее чтения восходит именно к этому Уставу); по Уставу Великой Церкви она читалась на «тритекти», а в студийских Уставах эта паремия не упоминается вообще.
– Составное Евангелие литургии Великого Четверга впервые указывается в Уставе Великой церкви (откуда оно и перешло к нам вместе с другими чтениями литургии).
– тропарь «Вечери Твоея тайныя…» впервые упоминается в грузинском переводе Лекционария VII века (где оно обозначено как причастен), а его использование вместо Херувимской песни отмечено уже в во всех константинопольских Уставах (то есть как минимум с IX века).
– Особые чины, характерные для службы Великого Четверга, также имеют древнее происхождение: чин умовения ног впервые приводится в грузинском переводе Лекционария VII века, а чин освящения мира описан в Уставе Великой церкви и Святогробском Типиконе. Были две практики относительно времени совершения чина умовения ног: в иерусалимской традиции и в поздних редакциях Студийского Устава этот чин указано совершать после литургии (как и сейчас), тогда как в Студийско-Алексиевском и Евергетидском Типиконах — перед литургией в составе изобразительных.
Среди дней Страстной седмицы Великий четверг занимает особое место. В этот день Церковь вспоминает Тайную Вечерю Господа Иисуса Христа с Его учениками – апостолами. На Тайной Вечери Спасителем было установлено главное церковное Таинство – Таинство Евхаристии, или Причащения, во время которого все верующие под видом хлеба и вина вкушают истинные Тело и Кровь Христовы.
Тайная Вечеря была совершена Христом за день до празднования ветхозаветной Пасхи. Евреи совершали этот праздник в память о чудесном исходе из Египта, где они находились в рабстве в течение четырёхсот лет.
Тайная Вечеря началась с омовения. Сын Божий, Творец мира совершает обряд, который традиционно совершали рабы: Он омывает апостолам ноги.
Ученики были поражены действиями их Божественного Учителя. Они молча принимали омовение. Только апостол Пётр, человек горячий, не мог сдержать овладевших им чувств.
"Господи! – воскликнул Пётр, – Тебе ли умывать мои ноги?" На это Христос ответил: "что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после… Если не умою тебя, не имеешь части со Мною". Своим примером Господь показал не только любовь к ученикам, но и научил их смирению – чтобы они не считали за унижение для себя служить ближнему.
И в наши дни в Великий Четверг за архиерейским богослужением порой совершается обряд омовения ног. По окончании Литургии при чтении Евангелия об омовении ног архиерей в память о смиренном поступке Христа омывает ноги священников.
По традиции в Русской Православной Церкви Её Предстоятель, Святейший Патриарх Московский и всея Руси, освящает в Великий Четверг миро – оливковое масло с примесью разных ароматов, – которое варится в первые дни Страстной седмицы. Освящённое миро рассылается по епархиям и приходам. Святое миро используется в Таинстве Миропомазания. Оно совершается над человеком один раз в жизни сразу после Таинства Крещения, через миропомазание новокрещённый обретает полноту даров благодати Святого Духа.
После омовения и прощальной беседы с учениками Христос преломил хлеб и, благословив его, подал апостолам со словами: "сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание". Взяв чашу и благословив её, сказал: "пейте из неё все; Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов".
В четверг Страстной седмицы в храмах совершается Божественная литургия. В этот день каждый верующий, по примеру апостолов, стремится соединиться со Христом в Таинстве Причащения. За богослужением несколько раз произносится молитва "Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…". Эту молитву поёт хор, читает священник, повторяют все верующие. В ней христианин просит у Бога соделать его причастником Тайной Вечери, ныне совершающейся в храме…
Присутствуя в Страстную седмицу на церковных богослужениях, представляющих нам все часы последних дней земной жизни Спасителя, мы станем свидетелями и величайшего события человеческой истории – Славного Христова Воскресения».
Фото А. Клюйко
- Оцените материал
- Опубликовано в Новости Белгородской митрополии
- Прочитано 256 раз
Похожие материалы (по тегу)
- Заседание секции XXII Иоасафовских чтений прошло в Белгородском юридическом институте МВД
- Митрополит Белгородский в день памяти иконы Божией Матери «Казанская» совершил Божественную литургию в Казанском храме в Томаровке
- Митрополит Белгородский поздравил с праздником Казанской иконы Божией Матери читателей газеты «Коммерсант»
- Крестный объезд города с чудотворной иконой Казанской Божией Матери прошёл в Старом Осколе
- Все священники Новооскольского благочиния приняли участие в освящении районной больницы