Веру Николая Гумилева изучило «Православное Осколье»
«Слово о вере Николая Гумилева» опубликовал Информационный Митрополичий центр «Православное Осколье».
В сообщении, подготовленном Александром Гончаровым к 135-летию со дня рождения русского поэта, говорится: «Глубины Северо-Восточной Африки. 1913 год. Гробница Шейха Хусейна. Какой-то нелепый русский посещает мусульманскую святыню, а затем отправляется к пещере. Предание гласит, что ни один грешник не может спуститься в нее, а потом выйти обратно, ибо узкий лаз задерживает всех клятвопреступников, мужеложцев, убийц, еретиков и прочих нечестивцев. Но русский не боится. Он снимает одежду, протискивается через проход и возвращается. Как же так?! Аллах не покарал христианина! Безумного русского не остановила теснина пещеры!.. Кто же он? Русский поэт и путешественник – Николай Гумилев.
Родился поэт 15 апреля 1886 года. Точное время смерти Гумилева неизвестно. Считается, что он был расстрелян по постановлению Петроградской ГубЧК от 24 августа 1921 года. Район захоронения доподлинно тоже установить не удалось. Предполагается, что тело поэта зарыли в общей могиле близ Бернгардовки около Всеволожска. Впрочем, называются и другие места гибели Николая Степановича.
Когда читаешь стихотворение Николая Гумилева «Я и Вы», то невольно западают в душу строки:
…И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще,
Чтоб войти не во всем открытый,
Протестантский, прибранный рай,
А туда, где разбойник, мытарь
И блудница крикнут: Вставай!
В этом отрывке меня не интересует предвидение смерти своей Гумилевым. В конце концов, щель могла быть любой, хоть и в той же Африке. Здесь отразилось исповедание Николая Гумилева. Поэт не был святым, его вера – это вера благоразумного разбойника, распятого вместе с Господом нашим Иисусом Христом. Гумилев отлично понимает сие. И верит, верит, верит. Искренне верит».
Александр Гончаров отмечает, что «Российские литераторы Серебряного века к Православию относились весьма своеобразно. Оно интересовало их только в связи с чем-нибудь, например, с Каббалой, с оккультизмом, да и мало ли ещё с чем.
Николай Гумилев явно испытывал влияние старших собственных сотоварищей по «поэтическому цеху» в религиозных поисках. У него есть стихи, которые православному христианину просто читать неприлично. Стихотворения, переполненные средневековой католической мистикой, «люциферианством» и прочим, поэт буквально штамповал.
Сталкиваясь с творчеством Гумилева (до 1908 года), по-настоящему осознаешь правоту апостола Павла: «Не обманывайтесь, худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33).
Николаю Степановичу пришлось прорываться сквозь мнения «дурных сообществ».
Особую роль сыграла Первая мировая война, на которой поэт и стал окончательно православным христианином (не по названию, а по вере и делам).
В «Записках кавалериста» четко слышится голос православного человека: «В конце недели нас ждала радость. Нас отвели в резерв армии, и полковой священник совершил богослужение. Идти на него не принуждали, но во всем полку не было ни одного человека, который бы не пошел. На открытом поле тысяча человек выстроились стройным четырехугольником, в центре его священник в золотой ризе говорил вечные и сладкие слова, служа молебен. Было похоже на полевые молебны о дожде в глухих, далеких русских деревнях. То же необъятное небо вместо купола, те же простые и родные сосредоточенные лица. Мы хорошо помолились в тот день» (Гумилев Н. С. Сочинения. В 3 т. М., 1991. Т. 2. С. 304)».
Автор сообщения пишет: «После войны люди, знавшие близко Гумилева, отмечали его правило креститься на православные храмы. У иных такое желание вызывало усмешки: «Ох! Ах! Как мужик крестится! Нет у него мистического понимания христианства! Примитив!». И невдомек хулителям было то, что Николай перерос глупые игрища «многомудрых» интеллигентов в псевдохристианство и пошел за Христом.
После революции 1917 года Н. С. Гумилев совершенно не скрывал принадлежности к Православию и приверженности к монархической идее. Видимо, поэтому (а не из-за причастности к мифическому кругу заговорщиков против советской власти) он и был арестован и расстрелян».
«По поводу последних дней и часов жизни поэта наворочено множество слухов и легенд. Но вот о его последних словах нечасто говорится. А между тем, исследователь творчества и биографии Николая Гумилева – доктор филологических наук Юрий Зобнин в своей книге цитирует важнейшее сообщение очевидца: «Господи, прости мои прегрешения, иду в последний путь» (Н. С. Гумилев). Поэт Николай Гумилев принял кончину как настоящий христианин. И ушел в бессмертие…», - убеждён Александр Гончаров.
Иллюстрация: «Николай Гумилев и Анна Ахматова». Художник А. Емельянов
- Оцените материал
- Опубликовано в Новости Белгородской митрополии
- Прочитано 406 раз
Похожие материалы (по тегу)
- Заседание секции XXII Иоасафовских чтений прошло в Белгородском юридическом институте МВД
- Митрополит Белгородский в день памяти иконы Божией Матери «Казанская» совершил Божественную литургию в Казанском храме в Томаровке
- Митрополит Белгородский поздравил с праздником Казанской иконы Божией Матери читателей газеты «Коммерсант»
- Крестный объезд города с чудотворной иконой Казанской Божией Матери прошёл в Старом Осколе
- Все священники Новооскольского благочиния приняли участие в освящении районной больницы