Шаблоны LeoTheme для Joomla.
GavickPro Joomla шаблоны

«Православное Осколье» рассказало о двух греческих старцах

https://pravosk.ru/wp-content/uploads/2023/05/svjatye.jpgИнформационный Митрополичий центр «Православное Осколье» рассказал о двух греческих старцах.

 

В сообщении, которое подготовил Александр Гончаров, говорится: «На территорию Греции христианство пришло еще в эпоху апостольской проповеди. Великий Рим покорил древнюю Элладу мечом, а она захватила его в плен своей культурой. Но и римское оружие, и греческая культура склонились перед Тем, кто был «иудеям соблазн, эллинам – безумие».

Древо христианства в веках произросло в Греции, поливаемое обильной кровью мучеников Христовых и овеваемое молитвами исповедников и преподобных. Его ветви всегда давали добрые плоды святости. Помехой не становились ни варварские нашествия, ни иноверческие гонения. И XX век не оказался исключением в истории христианской Греции.

Старчество тоже обрело свое знаковое место в эллинском православии. Благодаря ему греки продолжали отстаивать веру Христову и в годы османского ига, и в пору дикой духовной сумятицы Первой и Второй мировых войн…».

Автор сообщения поясняет, что «Остров Патмос – это только небольшая точка на карте православного мира, но она имеет гораздо более великое значение, чем иные страны и города. Здесь святой апостол и евангелист Иоанн Богослов по воле Божией написал ревущие строки Апокалипсиса. Население острова не отступало от христианства даже в самые глухие времена Османской империи. Огонь веры горел в душах и богатых, и бедных людей, и купцов, и крестьян, и священников, и мирян.

Афанасий Макрис родился в 1889 году в многодетной крестьянской семье. Родители, сами глубоко верующие, и детей с ранних лет научали Христовым заповедям, молитвам (какие знали) и любви к Церкви. Уже в 17 лет Афанасий с благословения родителей пришел в монастырь Иоанна Богослова на Патмосе в 1906 году. И еще не закончился год, как Макрис был пострижен в монахи с именем Амфилохий. Братия монастыря заметила, что Амфилохий ведет себя как великие святые древних времен. Он постоянно молился, отличался в общении с мирянами, серьезно ограничивал себя в пище (даже и по монастырским меркам), а в постные дни позволял себе съедать семь-восемь олив, и более ничего.

В 1911 году Амфилохия отправили на Святой Афон, но не для того лишь чтобы овладеть в совершенстве искусством резьбы, столь необходимой любому храму или монастырю, а прежде всего почерпнуть духовного воздуха в Уделе Пресвятой Богородицы.

В 1913 году Амфилохия из монастыря послали на остров Кос, там требовался епископ, а его сочли наилучшим кандидатом на рукоположение. Но монах не счел себя достойным и отклонил эту честь. И попросту сбежал: он отправился в Палестину, где совершил паломничество ко Гробу Господню.

Только в 1919 году Амфилохий согласился на рукоположение во диакона, а в скором времени – и во священники. Он главной своей целью поставил ведение православной миссии.

В 1935 году фашистская Италия оккупирует греческий архипелаг Додеканес и остров Патмос тоже. Итальянцы очень недоброжелательно отнеслись к православию и православным грекам. В этих условиях Амфилохий согласился стать игуменом, и братия избрала его.

Так как фашисты развернули гонения на греческий язык и запретили обучение детей ему, отец Амфилохий и его духовная дочь Каллиопа Гуннарис организовали тайные курсы грамоты. Монастырь апостола Иоанна Богослова продолжал и свою миссионерскую деятельность.

В 1937 году итальянцы изгнали с Патмоса старца и Калиопу Гуннарис на территорию материковой Греции. Однако святой Амфилохий не сдался. Он в течение всей Второй мировой войны совершил множество поездок из столичных Афин по греческим островам и землям. Он встречался с людьми и ободрял в деле веры.

Отец Амфилохий основал (и во время, и после войны) несколько монастырей: на Эгине, Икарии, Калимносе и самом Патмосе – женскую обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Стараниями старца возник церковный центр на Крите.

Своим духовным чадам отец Амфилохий преподавал уроки любви и смирения. Он говорил: «Как государства мы отличаем по их флагам, так и настоящего христианина можно отличить по смиренномудрию. Наш Христос, сотворивший весь мир, родился в яслях для скота, а умер на кресте как преступник. А сколько еще смирения проявил Он в течение Своей земной жизни!»

В последние годы старец страдал различными недугами, его уговаривали отказаться от миссионерских поездок и сократить количество встреч с людьми, на что Амфилохий неизменно отвечал: «Я слуга Церкви и не могу отдыхать».

Отошел ко Господу преподобный Амфилохий (Макрис) в 1970 году, предсказав свою смерть заранее. А его духовные чада получили завет старца, который навечно запечатлелся в их сердцах: «Умоляю вас применять эту заповедь: старайтесь воспитывать любовь перед лицом Христа в такой степени, чтобы, когда вы произносите имя Его, бежали слезы из ваших глаз. Сердце ваше должно действительно гореть. Тогда Он станет Учителем вашим. Он будет Путеводителем вашим, Братом вашим, Отцом вашим и Старцем вашим».

Александр Гончаров рассказывает, что «Старец Порфирий Кавсокаливит был младшим современником преподобного Амфилохия (Макриса). Он родился в 1906 году тоже в крестьянской семье на острове Эвбея и носил мирское имя Евангелос Баирактарис. Его отец из-за нужды уехал на строительство Панамского канала, а все заботы по дому свалились на голову мальчика. Но он не роптал, а трудился и очень хотел учиться. Правда, из-за сложившейся житейской ситуации и нехватки денег Евангелос сумел окончить лишь два класса школы. Гораздо позже он вспоминал: «Я очень много читал, сильно любил книги. Читал я втайне, выкраивая для этого каждую свободную минутку. Наизусть выучил Евангелия от Матфея, от Луки, половину от Иоанна, а также псалмы. Тщательно изучал творения святых отцов. Это был труд на пользу души. А знаешь, я ведь почти безграмотный. Все мое образование – два класса начальной школы».

Житие святого Иоанна Кущника подстегнуло желание Евангелоса уйти в монастырь. И в возрасте 14 лет он решается добраться до Святого Афона, что ему и удается сделать. Он начинает подвизаться в скиту Кавсокаливия, получившего название от прозвища святого XIV столетия Максима Кавсокаливита (в пер. с греч. – «поджигателя хижин»). Преподобный Максим каждый раз, когда с его келией (хижиной) рядом поселялся кто-нибудь из афонитов, сжигал свой дом, переходил выше в горы и там строил новый, так как хотел постоянно и ни на что не отвлекаясь молиться Богу.

Евангелос принял монашеский постриг с именем Никита. Но из-за болезни вынужден был покинуть Афон. Он поселился в монастыре святого Харлампия недалеко от своей малой родины. В 1927 году архиепископ Порфирий, глава Православной Церкви горы Синай, при посещении обители восхитился духовными подвигами Никиты и рукоположил его в иеромонахи с именем Порфирий.

В 1940 году Порфирия (Баирактариса) перевели служить в Афины, в больничный храм святого Герасима. Здесь он прослужил последующие 33 года. И здесь полномерно развернулся Божий дар старчества отца Порфирия. Ему было очень тяжело беседовать с больными людьми, он их жалел и утешал, пропуская их боль как бы через себя. Основным же являлось следующее наставление старца: «Возлюбите Христа, и все то, что вас угнетает и губит, греховные помыслы, все то, что уводит в сторону, – все это уйдет. Благодать Христова дарует вам исцеление. Это как свет. Когда свет приходит, тогда тьма отступает».

Известно, что старец по воле Божией мог поставить диагноз больному, когда и врачи разводили руками. А еще зафиксированы и исцеления страждущих преподобным Порфирием.

Незадолго до кончины отец Порфирий перебрался на Святой Афон в келию, где он начинал свой монашеский путь в ските Кавсокаливия. Там он и ушел ко Господу в 1991 году, наказав двум монахам упокоить его тело тайно, дабы предотвратить паломничество верующих.

Себя он святым не считал: «Кого мы называем мытарями и блудницами, для Бога – пойманные воры, тогда как я и вы все – мы воры, но не пойманные. Задержанный и униженный вор, всем известная, покрытая позором блудница – смирившаяся и покаявшаяся, намного выше нас, имеющих доброе имя, но живущих никому не ведомой и сомнительной жизнью».

Точно так же, как и преподобный Амфилохий (Макрис) старец Порфирий говорил, что истинный христианин прежде всего должен любить Господа нашего Иисуса Христа, ибо ближе Спасителя для человека нет никого: «Если не видишь Христа во всех своих действиях и помыслах – ты чужд Христа… Он – наш друг, Он – наш брат, Он – самое лучшее и прекрасное из того, что есть. Он – это все».

Оставить комментарий

Наверх