ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЕЛГОРОДСКОЙ МИТРОПОЛИИ. СПУТНИК ПАЛОМНИКА - «Нас объявили чуть ли не сумасбродными». Как сельский учитель из Головчино изменил Россию
Шаблоны LeoTheme для Joomla.
GavickPro Joomla шаблоны

«Нас объявили чуть ли не сумасбродными». Как сельский учитель из Головчино изменил Россию

 «Было развито поголовное пьянство»

У зародившегося в 80-х годах XIX века российского движения трезвенников фактически было два родоначальника. Один из них – Сергей Рачинский из Смоленской губернии. Второй – Пётр Поляков, обычный учитель из села Головчино Грайворонского уезда тогда ещё Курской губернии.

«Было развито почти поголовное пьянство, чему сильно способствовал местный сахарный завод и феноменальные способности некоторых виноторговцев, царствовавших в уезде и не знавших пределов своей незаконной власти», – писал о своём селе Пётр Иванович.

Борьба за трезвость вовсе не была старческим брюзжанием. В 36 лет, в 1884 году, Поляков основал в Головчино Христианское общество трезвости и воздержания. Это было одно из первых подобных движений в царской России.

Мода на здоровый образ жизни в Головчино прививалась тяжело. Советам Полякова поначалу последовали лишь друзья да родственники.

«Признаюсь: этот труд был нам столь несносно тяжёл, не под силу, что нами не раз овладевало отчаяние. Духовенство сперва отнеслось весьма недружелюбно к нашей, по их выражению, затее и объявило нас чуть ли не сумасбродными. Но мы призвали все запасы своего терпения, все молодые силы и с Божией помощью и уверенностью, что мы стоим за правое и доброе дело, продолжали наш труд», – вспоминал потом Поляков.

Письмо от Иоанна Кронштадтского

Через два года в обществе трезвости состояли уже 50 жителей Головчино. Активно начали пропагандировать трезвость и священники, а организация благодаря публикациям Полякова становилась всё популярней.

«Начатое с большими усилиями и неприятностями доброе дело вступило, так сказать, в законную силу и, постоянно расширяясь, стало повсюду показывать добрые плоды, которые вскоре обратили на себя внимание не только простого народа, но и людей, высоко стоящих по своему общественному положению», – говорил об успехе идеи Пётр Иванович.

Однажды, Пётр Поляков решил написать письмо самому Иоанну Кронштадтскому с просьбой помочь в борьбе с пьянством. Отец Иоанн в ответном письме посоветовал основать общество трезвенности и выслал Петру Ивановичу на эти цели 200 рублей. Даже в условиях села Полякову удалось воплотить идею, получившую столь высокое благословление.

Спустя три года после создания головчинского общества трезвенников Поляков описал концепцию движения в журнале «Русский начальный учитель» и предложил сделать его всероссийским.

Вскоре мечта обычного сельского учителя сбылась: в 1891 году возникло Всероссийское общество трезвости. Спустя год оно объединилось с Попечительством народной трезвости (работало под покровительством принца Ольденбургского), а затем и с Александро-Невским обществом трезвости(Санкт-Петербург).

Из учителя – в священники

Через несколько лет, в 1897 году, Поляков с супругой и восемью детьми переезжает в Санкт-Петербург. Неподалёку от столицы, в Царской Славянке, он начинает работать учителем в детском приюте трудолюбия. Занимаясь воспитанием детей, ведя публичные лекции о трезвости на рабочих окраинах Санкт-Петербурга, где пьянство для многих было образом жизни, Пётр Иванович всё больше интересуется православием. 

«Сила слова значительно увеличивается, если оно произносится духовным наставником», – говорил он, решив стать священнослужителем.

В 1902 году Поляков принял сан диакона. Публицист Василий Писаревский рассказывал, что Поляков несколько раз встречался в Кронштадте с отцом Иоанном, который и благословил учителя из Головчино. В 1903 году Поляков был рукоположен во священство.

В Санкт-Петербурге Пётр Поляков начал издавать газету «Трезвость». Идею также благословил Иоанн Кронштадтский:

«Сие доброе дело Бог непременно благословит, так как пьянство подобно четырёхголовому кровожадному змию-людоеду, пожирающему души христиан. Если хоть одну голову отсечёте – это будет заслуга перед Богом, царём и Отечеством», – ответил он Петру Ивановичу. 

Дворники и князья

Со страниц авторитетных «Санкт-Петербургских ведомостей» Поляков призывает всех неравнодушных заняться спасением пьяниц, проводит общественные собрания. В 1905 году он издаёт книгу «Православие как основа жизни», которую он посвящает Иоанну Кронштадтскому.

В 1906 году борец с пьянством возглавляет Литейное отделение Александро-Невского общества трезвостии продолжает преподавать.

Расписание работы Литейного отделения Александро-Невского общества трезвости:

  • Понедельник – противосектантские и противораскольнические апологетические курсы;
  • Вторник – противосектантская беседа и пение духовных псалмов и стихов;
  • Среда – молебен и беседы со световыми картинами;
  • Четверг – молебен с акафистом Спасителю или Воскресению Христову (от Пасхи до Вознесения) и поучение;
  • Суббота – всенощное бдение (в домовом храме) и поучение;
  • Воскресенье (и праздники) – литургия и поучения, днём – световые картины для детей, вечером – молебен и беседа со световыми картинами для взрослых.

Ежегодно в Литейном отделении проводилось более 400 собраний, на которых в общей сложности побывало больше 35 тыс. посетителей.

«Они образуют словно бы одну трезвенную благочестивую семью, в состав которой входят лица различных положений и состояний: господа и прислуги, князья и крестьяне, придворные чины и простые дворники, учёные мужи и неграмотные простецы, учащие и учащиеся. И у всех – один дух, одно сердце!» – говорил о молящихся сам Пётр Поляков.

Под эгидой общества он создаёт детский сад на 85 девочек и мальчиков. Там воспитывались дети петербургской нищеты, где малышей кормили, обучали чтению, рисованию, письму. Летний филиал детсада Поляков открыл в городе Луге, создав там очередную ячейку общества трезвости.

«Гореть, как свеча»

К переломному 1917 году Пётр Поляков был уже протоиереем. После революции он оказался неподалёку от родных мест. Священнослужитель переехал в город Суджа и вместе с отцом невестки служил в местном храме Преображения Господня в слободе Замостье.

Несмотря на гонения церкви в те годы, храм, где служил Пётр Иванович, в 1922 году получил новую роспись. Запись об этом хранится в Замостье по сей день. Но в этом же году Поляков умер от заражения крови. Похоронили протоиерея рядом с храмом.

«В своей жизни я хотел гореть пред Богом, как свеча», – говорил при жизни Пётр Поляков.

Начав бороться за жизни соотечественников в маленьком селе, протоиерей смог изменить Россию, где бороться с пьянством до этого казалось чудным занятием. Стало быть, «гореть, как свеча» получилось.

Belpressa.ru


Другие материалы в этой категории: Мы и другие: монахи »

Оставить комментарий

Наверх