Шаблоны LeoTheme для Joomla.
GavickPro Joomla шаблоны

«Белгородские известия» рассказали об одном из самых легендарных храмов Белгородской митрополии

https://www.belpressa.ru/media/filer_public_thumbnails/filer_public/63/8a/638a75ea-3847-4f40-bcc6-7f001e3eec3f/khram-ivanovskii-kopiia1.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpgГазета «Белгородские известия» рассказала об однои из самых легендарных храмов Белгородской митрополии в сообщении, подготовленном Ярославом Макаровым, и опубликованном под названием «Прости, Амман, прощай, Павлинка? Почему Тамерлан не строил храм в Ивановке».

В сообщении говорится, что «С Петропавловским храмом в ровеньском селе Ивановка связана, пожалуй, одна из самых ярких и экзотических легенд нашего края, которая активно пошла в народ в начале 90-х годов прошлого века.

Когда Тамерлан шёл на Москву, гласит легенда, повелел он ставить на удобном месте мечеть, чтобы молиться за победу. Здесь между татарином Амманом и дочерью главного каменотёса Павлинкой вспыхнула любовь, которую воины Тамерлана единоверцу не простили: растерзали родившуюся у них дочь собаками. На этом месте возникло селение, которое в память о несчастном влюблённом назвали Аммановкой (позже – Ивановка). А нынешний храм и есть та самая мечеть.

Несколько лет назад «Белгородские известия» писали о церкви, которую отреставрировали в начале 2000-х. Легенду можно найти на многих сайтах, и она уже превратилась в едва ли не официальную версию рождения храма. Но что‑то в ней не так, а точнее – всё.

Мог ли Тимур соорудить мечеть на месте нынешней Ивановки? Географически – маловероятно. К московским рубежам после разгрома Тохтамыша на Тереке он шёл северо-восточнее. Если и предположить, что здесь появлялись дальние разъезды его войска, то думали они о чём угодно только не о строительстве мечети. Кто бы в ней молился?

Фактор времени тоже рушит тамерлановскую версию: с Северного Кавказа до тогдашних русских рубежей Тамерлан добрался за три месяца, а в конце августа 1395 года уже уводил свою армию от Ельца. Построить мечеть за четверть года в Средневековье? Это явный перебор.

И технологический момент: чтобы возвести в чистом поле мощную капитальную постройку, нужны опытные каменщики. Десятки рабочих, лошади, волы, возчики, десятники, повара, охрана, наконец. Требовались сотни возов кирпича, или (что ещё сложнее) предстояло наладить в голой степи его производство. Опять нестыковка. Так что Амман и Павлинка, скорее всего, пострадали за свою любовь только в легенде».

Как отмечают в «Белгородских известиях», «Сначала надо было разобраться с главным вопросом: мечеть или храм. Чтобы узнать это, мы отправили снимки зданияАлексею Салимову – доктору искусствоведения, члену-корреспонденту Российской академии архитектуры и строительных наук. Живёт и работает он в Твери, являясь признанным специалистом в области русского храмового зодчества.

«Это храм, - не задержался с ответом учёный. – И не просто церковь, а православная церковь, построили её в конце XVIII – начале XIX века. Думаю, что она была связана с дворянской усадьбой. Такие формы были свойственны русской архитектуре во времена Екатерины II, хотя не исключено её сооружение во времена Александра I, в начале XIX века. Это оригинальная постройка эпохи классицизма в России».

Ярослав Мкакаров пишет: «Теперь, примерно зная характер здания и его эпоху, можно было искать точнее. И буквально через несколько минут Интернет выдал фото сразу нескольких храмов, как будто скопированных с ивановского. И скульптора.

Николай Львов (1753–1804) – знаменитый русский архитектор, избравший стиль классицизма. Его первый проект – собор Святого Иосифа в Могилёве, здесь начинающий архитектор применил технологию двойного купола со световым окном. Затем были Невские ворота в Петропавловской крепости, Борисоглебский собор в Торжке, другие храмы. А ещё Николай Львов спроектировал десятки богатых помещичьих усадеб, включающих родовые часовни или церкви. В том числе и на юге России. Может, к нему обращались с заказом и ровеньские помещики, например известное в крае семейство Фирсовых?

Но если храм возвели по проекту Львова, вопросы оставались. Приход в Ивановке открыли в 1858 году, когда, если верить современной трактовке, церковное здание уже стояло, но не использовалось. Почему сама постройка выпала из народной памяти? Как получилось, что к середине позапрошлого века он оказался заброшенным?

Этим вопросом задавался и благочинный Ровеньского округа протоиерей Дмитрий Готовкин. По его версии, культовое здание в Ивановке в конце XVIII века мог построить какой‑то дворянин-мистик, исповедующий то же масонство. Похожий пример уже есть на западе области – знаменитое Круглое здание в Грайвороне. А после того как хозяин ушёл из жизни, здание какое‑то время могло пустовать. Опять предположения, опять загадки, но вдруг…»

Автор сообщения подчёркивает, что «Этот материал так бы и остался большим знаком вопроса, если бы мы не обратились за советом к историку, начальнику областного управления по делам архивов Павлу Субботину. На протяжении многих лет он вплотную занимается историей белгородских храмов. Заинтересовавшись нашей темой, он побывал в Ивановке, сопоставил архивные данные, дореволюционные публикации и сохранившиеся карты. В итоге прояснилось много неожиданного о судьбе не только храма, но и самой Ивановки.

Вопрос, по всей видимости, закрыт. Но азиатские мотивы этой истории возникли не на пустом месте.

Древнее Поле: веками эти прорезанные балками и речными долинами степи были пограничьем. Недалеко от нынешней Ивановки лежала Кальмиусская сакма – одна из трёх дорог, по которым крымские татары ходили на Русь.

Водопои, днёвки, удобные места для отдыха кочевых отрядов: неподалёку начинаетсяАйдар – река с явно тюркским именем. Почему бы за долгие годы не возникнуть здесь татарскому перевалочному пункту – более-менее постоянному и заселённому?

В этих местах до сих пор вспоминают со слов («деду дед рассказывал») о диске и полумесяце на куполе церкви. Говорят о подземных ходах, которые находили в окрестностях древнего здания. И, если верить краеведам, некоторые старожилы до сих пор называют Ивановку аулом. Что это – глухой отголосок прошлого или память о том, чего не было?

Человека тянет к тайнам. Десятилетиями старики рассказывали внучатам про своё село. Что‑то знали от своих дедов, что‑то додумывали. Почему именно Тамерлан, как до этого дошли крестьяне? Не обязательно они: романтическую версию вполне могли придумать на весёлой помещичьей пирушке. И однажды разномастный наборпреданий и догадок слился в какой‑то голове в одну, тамерлановскую версию, которая уже в наше время зажила самостоятельной жизнью».

В завершение сообщения «Белгородские известия» приводят «Комментарий историка».

Павел Субботин, начальник областного управления по делам архивов утверждает:

«Круглую каменную Троицкую церковь в слободе Ивановка Острогожского уезда Воронежской губернии построили в 1822 году. По своей архитектуре она относится к популярным на рубеже XVIII–XIX веков классическим ротондам. Церкви, усыпальницы и павильоны такой архитектуры строили по всей Российской империи – в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве… Вспомним хотя бы великолепную ротонду Рождество-Богородицкого женского монастыря в центре Белгорода (1820).

Ничего удивительного, редкого или необычного в такой архитектуре нет. Наоборот, Троицкая церковь в Ивановке может гордиться принадлежностью к большой архитектурной традиции – почти каждый крупный архитектор на рубеже XVIII–XIX веков (Казаков, Львов, Бове, Жилярди) оставил после себя несколько зданий в форме ротонды или в её сочетании с другими архитектурными формами. Собственно, ротонда считалась лучшим выразителем классического стиля и заполонила множество усадеб и селений нашей страны. Подобных церквей довольно много, ближайшая из них – Автонома Италийского в селе Кашары Липецкой области (1823).

В истории как Ивановки, так и её круглой церкви масса путаниц, гаданий и досужих вымыслов. Отчасти это связано с узким кругом сохранившихся документов. Но главным образом из‑за исторического казуса – на протяжении десятилетий два соседних села в верхней части овражной системы с речкой Серебрянкой входили в один Троицкий приход и носили одно название – «Верхняя Сребрянка» (именно так, без «е»). При этом про одно из них уточняли – «Ивановка тож». Со временем, когда в современной нам Верхней Серебрянке построили свою Петропавловскую церковь, Ивановка у второго села как название вышла на первый план. Но путаница в документах уже состоялась. Такое случается: в другом месте нашего края впритык стояли рядом два села Крюково, и в каждом из них было по Рождество-Богородицкой церкви. Вот и распутывай, что к чему относилось.

Спустя годы, когда старшее поколение ушло, повторно открытую церковь в Ивановке освятили уже как Петропавловскую. Хотя ещё в документах Воронежского облисполкома середины ХХ века она чёрным по белому Троицкая. Окончательно усугубил ситуацию чей‑то полёт фантазии 1990-х годов о тамерланах, башнях и мечетях, обильно приправленный любовным сюжетом. В наши дни эта пьеса практически полностью заслонила собой настоящую Ивановку и её изящный храм. А время для общения со старожилами и записи реальной истории села было упущено».

Фото: Анна Кущенко

Оставить комментарий

Наверх