Шаблоны LeoTheme для Joomla.
GavickPro Joomla шаблоны

Митрополичью гостиную в Белгороде посвятили сотрудникам органов госбезопасности

https://beleparh.ru/images/gallery/23/0220/_dsc4156.jpgМитрополичью гостиную в Белгороде в декабре посвятили сотрудникам органов госбезопасности, сообщили в Белгородской митрополии.

В сообщении, подготовленном Татьяной Черных, говорится: «20 декабря в России отмечается день работников органов безопасности.  В преддверии этого дня, 15 декабря, в митрополичьей гостиной состоялся знаковый вечер «Служение музам и Отечеству», гостями и героями которого стали сотрудники органов госбезопасности. Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн, встречая гостей, сказал, что в этот вечер их ждёт много сюрпризов – необычная художественная экспозиция и особенный приглашённый гость – Александр Георгиевич Михайлов, известная медийная персона, человек, который известен своими книгами и исследованиями.

– Некоторые его книги, в том числе, его знаменитые «Байки с Лубянки», сегодня будут представлены здесь, - сказал Владыка Иоанн. – Художественную экспозицию нам  представит директор Белгородской филармонии Светлана Юрьевна Боруха – это семейная экспозиция работ её отца. Сегодня мы начинаем новую тему в наших гостиных – будем говорить о семейных ценностях. Пусть это станет общей радостью и для семьи, и для тех, кто, может быть, никогда и не подозревал, что рядом находится человек с такой богатой историей. Здесь, по сути, мы все – одна большая семья.

Светлана Боруха – о творчестве отца

Отец Светланы Юрьевны Юрий Владимирович Власов, генерал-майор КГБ, был начальником управления КГБ, а затем ФСБ по Белгородской области с 1985 по 1992 годы. Он очень много рисовал – карандашом и ручкой, акварелью и пастелью, и эти картины представили в митрополии.

«Здесь представлена наша семейная портретная галерея, есть в ней и портрет моей мамы, Эльпиды Власовой. Маме уже 91 год, и в сегодняшний вечер она здесь с нами, - сказала Светлана Юрьевна. – Есть здесь портрет нашей замечательной ведущей актрисы драматического театра Ирины Драпкиной, заслуженной артистки России. Автопортрет отца всегда висит у нас в большой гостевой комнате – он написан в 1991 году. Радом с ним – картина с кошкой, папа очень любил кошек, и их изображения ему всегда удавались. Папа любил живопись, писал пейзажи, натюрморты, его последняя работа – вид из окна на улицу Чумичова, которую он написал уже сидя в кресле, а не стоя на ногах. Очень живописный натюрморт «Жена пришла с базара» тоже украшает стену нашего дома - мама и папа очень любили ходить на базар и в Ростове-на-Дону, где мы жили в моем детстве, и в Белгороде. Сохранилось много набросков, сделанных ручкой или карандашом – папины наброски очень живописны и ярки, я их тоже вставила в рамки,  это настоящее творчество. Папа пробовал себя в разных манерах творчества, есть даже линогравюра – станица Елизаветинская, где мы отдыхали, все жарили шашлыки, варили раков, а папа, как обычно, стоял и писал картины. И он взял и нарисовал корову, которая стояла и пила воду из Дона. Мама подошла, посмотрела и говорит: «Юра, ну что ты корову-то написал?» Он подумал, замазал корову – и получилась лодка, и эту картину профессиональные художники отмечали из всего его творчества.

Вы видите папин автопортрет -  и по нему понятно, что он был генерал-майором КГБ, Он не был профессиональным художником, он был художником-любителем, рисовал то, что ложилось ему на сердце. Сохранились его наброски, когда он учился на высших курсах КГБ в Москве. Один из них – это рисунок Ашота, знаменитого разведчика, которому сейчас ростовская армянская диаспора хочет сделать персональный музей – и мы с семьёй передадим туда этот портрет. Есть также рисунок знаменитого разведчика Абеля. Папа слушал его лекцию и потом подошел к нему поближе, протянул рисунок – и Абель написал на нём своей рукой: «На память от объекта». Объектом разведчики называют того, за кем они ведут слежку.

Когда готовили эту выставку, отец Павел, настоятель Смоленского собора, обратил внимание на обложку статистического сборника, рисунок к  которой сделал Юрий Власов к юбилею города, - на нём изображен Смоленский собор», - сказала Светлана Боруха подарила этот рисунок отцу Павлу.

Дмитрий Валерьевич Разумов, специалист, прибывший из Иркутска – родного города Владыки Иоанна, – сделал небольшую презентацию будущего «Белого квартал». Это пространство рядом с Белгородской митрополией, которое археологи  уже исследовали.

«Должен сказать, ничего выдающегося археологи не нашли, но исполнили свой долг, как это полагается по закону», - сказал Владыка Иоанн.

Дмитрий Разумов рассказал, что проект «Белого квартала» разрабатывается в течение последних двух лет, а со следующего года начнётся его проектирование. «Это не элитная жилая застройка и не коммерческая инфраструктура – по замыслу, это новый квартал, который должен стать центром культуры и творчества для белгородцев», - сказал Дмитрий Разумов.

Книжную выставку посвятили теме гостиной: «Музы и чины. На службе Отечеству».

Первый её раздел рассказал о русских писателях, ярко заявивших себя не только на литературном, но и на государственном поприще. Одним из таких людей был поэт Фёдор Тютчев – он имел чин тайного советника и был российским дипломатом. На выставке представили полное собрание сочинений Фёдора Тютчева за 1912 год с факсимильным воспроизведением двух стихотворений поэта.

Два других раздела экспозиции посвятили книгам о советской разведке, в том числе книгам, интервью и статьям приглашенного гостя Александра Михайлова.

Белгороду нужен музей Барковского

Владыка Иоанн, начиная вечер своим выступлением, рассказал о нашем знаменитом земляке, разведчике, которого он когда-то знал лично – о Владимире Борисовиче Барковском.

– Он родился здесь, в Белгороде 16 октября 1913 года. Как он сам писал, он родился в семье служащих, в 1930-м году закончил белгородскую школу 2-й ступени и поехал в Москву учиться дальше или найти работу, связанную с техникой, промышленностью, - рассказал Владыка Иоанн. – Он закончил Московский станко-инструментальный институт, руководил подготовкой и проведением военно-технических экзаменов, прыгал с парашютом, даже был зачислен  пилотом запаса  в истребительный авиаполк ПВО Москвы. Институт он закончил с красным дипломом, и в 1939-1940-м годах был мобилизован в школу особого назначения по профессии «разведчик». Его биография описана в книге Николая Долгополова «Легально о нелегальном», где впервые мы можем не только прочесть о том, как работали за границей наши разведчики-нелегалы, но и увидеть их фотографии.

К сожалению, дом, где родился Владимир Борисович Барковский, находится сейчас в разрушенном состоянии, и владелец этого дома с весьма яркой фамилией так и не согласился, чтобы мы этот дом у него выкупили, чтобы сделать там музей Барковского. Почему для нас так важна память о нём? Это человек, который смог, будучи в Англии, где он был военным атташе, завербовать человека из английской разведки и получить от него информацию о шифровальной машине «Энигма», которая помогала распознанию «свой-чужой». Англичане не хотели делиться с нами этим секретом. Барковский находился в Англии до 1946 года и занялся так называемой ядерной тематикой. Существует миф о так называемой «кэмбриджской пятерке» – учёных, якобы сочувствующих Советскому Союзу. На самом деле у них была другая мотивация – они не хотели, чтобы их губительные открытия оставались только в руках одного государства. Они вполне осознавали опасность для всего человечества собственной деятельности. Опенгеймер, как известно, после первого испытания атомной бомбы сказал: «Мы вмешались в дела Божии, и человечество будет за это наказано», и стал после этого пацифистом. Здесь не было борьбы двух систем – капиталистической и социалистической, это было выражение внутренней ответственности этих людей.

– В нас всё время борется «важное»  и «срочное», - заметил Владыка Иоанн. – «Важное» – это то, что принадлежит Небу, а «срочное» – это та земная суета, которая постоянно нас подгоняет, и мы в погоне за решением этого «срочного» отрекаемся от «важного». Так вот, «кэмбриджская пятерка» таким образом сохраняла в себе человечность, отрекаясь от «срочного».

Барковский был отправлен в США, и там ему удалось получить техническую документацию американской атомной бомбы. И когда мы с ним встречались, он говорил, что после Америки чуть не получил 10 лет лагерей, потому что не все документы привезли. Но в результате в СССР создали свою атомную бомбу и свой атомный щит – и если бы мы этого не сделали, то нам пришлось бы подчиниться чужой воле. Барковского всегда ругали, что он по-другому рассказывает историю, ему задерживали звания, и даже звание Героя России он получил только в 1996 году, по совокупности заслуг – он был профессором, доктором технических наук, преподавал в Академии Службы внешней разведки. Это наш земляк, выдающийся человек, но пока мы добились одного – в его честь назвали небольшой сквер в Белгороде, и его бюст есть на Аллее Славы в парке Победы. Я полагаю, что тот дом, где он родился, должен быть восстановлен, чтобы в нем был создан музей Барковского, тем более что находится он в центре Белгорода, рядом с монастырской стеной.

Образ России будущего

В книге Долгополова есть рассказ ещё об одном замечательном человеке – о Юрии Николаевиче Дроздове, который был основателем «Вымпела» – организации боевых разведчиков, которые работали за рубежом.

– Когда меня назначили председателем миссионерского отдела Русской Православной Церкви, мы столкнулись с тем, что в стране было колоссальное нашествие всяких сект в 90-е годы, особенно много было сайентологов, - рассказал Владыка Иоанн. – Эта секта тогда заключила договор с Госдепом США, что они продвигают у нас свое учение, и при этом внедряются в промышленность, особенно в оборонную, и снабжают ранее недоступными для них сведениями. Сайентологи умели психологически воздействовать на людей. И разрушила эту их структуру, как ни странно, налоговая полиция. Когда они вошли в их хранилище, где надеялись найти деньги за неуплаченные налоги, то обнаружили там досье на всех, начиная с Ельцина. И вот в это время Господь свел меня с Юрием Николаевичем, и я рассказал ему о проблеме с сайентологами. А он мне рассказал о семье Буша – Буш тогда был президентом США. О том, что семья Буша финансировала гитлеровскую Германию, и что есть документы, это подтверждающие. И через две недели все ведущие американские газеты уже писали об этом, поднялась большая шумиха. И чтобы она затихла, заключили негласный договор, чтобы к нам больше не направляли сайентологов. Эта история свидетельствует о том, что защита Отечества порой происходит совершенно неожиданно: ты молишься, и Господь даёт тебе такие средства, о которых ты  даже не подозреваешь.

После всего этого к нам обратилось Би-Би-Си, чтобы мы рассказали о нашей миссионерской деятельности. И мы сняли фильм о миссионерском поезде, который проехал от Архангельска до Владивостока. Фильм так и назвали «Поезд», снимал его ирландский независимый оператор, и этот фильм отметили на конкурсе документальных фильмов. Он показал Западу, что Россия – это не огромная духовная пустыня, что у нас есть силы, чтобы духовно возродиться. И тогда Юрий Николаевич сказал мне, чтобы сектами я больше не занимался, а отдал все силы духовно-просветительской деятельности – и я внял его совету и следую ему до сих пор.

Как говорила Татьяна Черниговская, известный ученый в области нейронаукипсихолингвистики и теории сознания, сейчас люди заняты расширением своих умственных способностей, но мы эту войну уже проиграли искусственному интеллекту. Сейчас люди должны заниматься развитием способности к совершенной любви, для того, чтобы не потерять человечность, чтобы не оскудела в нас жизнь. 

А жизнь жительствует только тогда, когда ты отвечаешь любовью на призыв Божий. Любите друг друга, любите Бога, и тогда мы избежим многих конфликтов. А те героические личности, о которых мы сегодня говорим, они защищают нас извне. Мы все должны сегодня создавать в мире образ не просто великой России, но России высокодуховной, проникновенной, России красивой, России, способной дать миру любовь и радость. Ведь сегодня Россию хотят исключить из ноосферы, а ноосфера, по Вернадскому, это та область, из которой человечество черпает идеи. 

Россию не погубить экономически – эти беды мы сможем преодолеть, а вот попытки сделать нас не влияющими на ноосферу губительны. Это происходит, когда негативный образ России, который создают на Западе, затмевает все ее многовековые достижения. И нам сейчас, как никогда ранее, важно создать и воссоздать образ великой русской культуры, великой России, способной, как никто другой, всех понять и принять в свои любящие объятия.  И как греки в свое время своей культурой победили Римскую империю и смогли сделать так, что она подчинилась греческой культуре, – так и мы через нашу культуру сегодня можем сделать очень многое.

«Жандармские судьбы»

Специально приглашенный гость вечера Александр Михайлов рассказал собравшимся о своей жизни и творчестве.

Александр Георгиевич – российский генерал спецслужб, начал свою деятельность в органах безопасности ещё в 70-е годы прошлого века при Андропове. Служил в КГБ при Брежневе, Горбачеве, Ельцине, руководил первой в СССР пресс-службой КГБ. Александр Михайлов – член Союза писателей России, автор многих книг детективного и исследовательского жанра.

О том, как собирались истории для одной из самых известных его книг «Байки с Лубянки», а также о своей недавней работе над книгой «Жандармские судьбы» он рассказал на вечере.

– Мне было очень интересно разобраться в судьбах и психологии людей, которые создавали специальные службы у нас в России, - сказал Александр Георгиевич. – Первый очерк книги посвящён Александру Христофоровичу Бенкендорфу, которого всегда связывают с Александром Сергеевичем Пушкиным, что, в принципе, совершенно неправильно. Александру Христофоровичу до Александра Сергеевича было мало дела. По тем временам это была очень крупная фигура: он был храбрым полководцем, участвовал в Отечественной войне 1812 года, был первым комендантом Москвы сразу после изгнания из неё Наполеона, потом командовал войсками, освобождая от французов Бельгию и Голландию. Был уважаем в войсках. Уже в конце правления императора Александра Павловича обратился к нему с запиской о необходимости создания в стране специальной службы, потому что было брожение в офицерской среде, которое кончилось восстанием декабристов. Александр Павлович сам был демократом и положил эту записку под сукно. Но грянул 1825 год, и в 1826 году была создана Третья канцелярия Его Императорского Величества, которая занималась всем политическим сыском в стране. На всю Россию тогда было две тысячи жандармов.

Бенкендорф, обладая огромными возможностями и авторитетом, умер, практически не оставив наследства – этот человек был подвижник, его очень любили. Когда он в конце жизни тяжело заболел, император Николай Первый приезжал к нему лично каждый день справиться о здоровье. В книге я публикую инструкцию Бенкендорфа для чиновников Третьей канцелярии, где главное задачей значится: «Оградить простого человека от произвола власть предержащих».

Второй очерк посвящен Сергею Васильевичу Зубатову. То, что про него написано в советской историографии – это все от обратного: это был реальный разработчик инструкций для советских органов безопасности. Он написал такую инструкцию, которая была переработана в 1920 году и слово в слово издана для чекистов, только слово «революционеры» было в ней заменено на слово «контрреволюционеры». Но самое главное другое – он очень грамотно выстраивал работу с пролетариатом. Рабочие хотели восьмичасовой рабочий день – и это зависело не от государя, а от промышленников, и он пытался перевести политическую борьбу в экономическую сферу. В период пребывания Зубатова в качестве руководителя Московского охранного отделения не было совершено ни одного организованного террористического акта. Его ненавидели и промышленники, и чиновники, и революционеры. Пишут, что он застрелился в 1917 году, потому что боялся. Но он в своей жизни не боялся ничего.

Третий персонаж книги – Владимир Федорович Джунковский, который был адъютантом свиты Его Величества, губернатором Москвы. Его авторитет на этом посту был настолько велик, что, когда в 1912 году в связи с празднованием 100-летия Отечественной войны 1812 года он построил музей Бородинской битвы на Бородинском поле, и к музею от железнодорожной станции шла дорога через крестьянские поля, то крестьяне безвозмездно передали ему эти земли, чтобы к музею можно было проехать. После революции он никуда не уехал из страны, был трижды арестован и, в конце концов, расстрелян в 1938 году.

– Все это были люди, беззаветно служившие Отечеству, и их судьбы интересны именно тем, что черед них видна история российских спецслужб, - подчеркнул Александр Михайлов.

Песня для героя

Музыкальные номера в этот вечер исполнили солисты Белгородской филармонии Иван Белыш и виртуоз-аккордеонист Геннадий Панкратов.

Иван Белыш исполнил песни из кинофильмов о разведчиках – «Ошибка резидента» и «Семнадцать мгновений весны», причем посвятил одну из них присутствовавшему в зале Герою России Виктору Ивановичу Трофименко – полковнику ФСБ, участнику афганской, первой и второй чеченских войн.

На вечере прозвучали стихи поэта из Новой Таволжанки Юрия Савченко. В прошлом он был геологом, жил и работал в Якутии, на Урале, на Донбассе, в Казахстане и в Монголии, а с 2011 года живёт в Белгородской области. Автор поэтических сборников, член Союза писателей России. Сын Юрия Савченко воевал в Чечне, принимал участие в СВО. Стихи, посвящённые ему, исполнил со сцены Народный артист России Виталий Стариков.

Дебют на сцене Белгородской митрополии был в этот ещё у двух авторов. Свои стихи прочёл Виталий Волобуев, член Союза писателей России, лауреат премии «Прохоровское поле», редактор-составитель интернет-портала «Литературная Белгородчина», руководитель литературной студии  «Пробел». На сцене также выступила со своими стихами белгородская поэтесса Татьяна Де-Вриз.

– Сегодня у нас необычная гостиная, - сказал Владыка Иоанн, завершая вечер – У нас есть и семейная история, и мы благодарны Светлане Юрьевне за то, что она позволила нам прикоснуться к творчеству своего отца. Огромная благодарность нашему сегодняшнему гостю, с пожеланием творческих успехов – я очень рад, что вы занялись историей политического сыска, потому что, чтобы сохранить Россию, нужно было очень сильно потрудиться, и труды эти имели начало далеко не сегодня.

Владыка Иоанн предложил провести следующую литературно-музыкальную гостиную в конце января – в начале февраля следующего года и посвятить ее Святкам».

Фото А. Клюйко

Оставить комментарий

Наверх