Шаблоны LeoTheme для Joomla.
GavickPro Joomla шаблоны

Митрополичью литературную гостиную посвятили творчеству Достоевского

https://beleparh.ru/images/gallery/21/0193/_dsc5185.jpgНовое заседание Митрополичьей литературной гостиной посвятили творчеству Фёдора Михайловича Достоевского, сообщила Пресс-служба Белгородской митрополии.

 

В сообщении, которое подготовила Светлана Баранова, говорится: «В ноябре отмечается 200-летие со дня рождения Федора Михайловича Достоевского – необъятного явления русской жизни, которое невозможно заключить в определенные рамки только писательства. Именно поэтому говорить о нем и трудно, и легко. Митрополит Иоанн призвал, не останавливаясь на основах философии Достоевского, поразмышлять о том, как он, прикасаясь к человеческой душе, способен затронуть и преобразить ее в поисках своего пути ко спасению. Достоевский остается одним из самых читаемых мировых классиков. Каждое его произведение – будь то «Бедные люди», «Записки из мертвого дома», «Братья Карамазовы», «Бесы» или «Идиот» – даёт ответ на самый сложный вопрос – в чем смысл жизни?».

– Понять для чего живешь, – это ответить на то, что Бог вложил в тебя как задачу. Бог даёт эту задачу.  Если мы ее прочитываем и исполняем – можем достичь блаженства, или можем стать идиотами. «Идиот», в том значении, в котором употребляет его Федор Михайлович, это из греческой культуры. Так называли человека, который не принимает участия в жизни города. В полисах Древней Греции люди занимались политикой, стремились к тому, чтобы войти на вершину славы, а были те, кто жил своей жизнью – и вот таких людей называли «идиотами». Роман Достоевского посвящён людям, которые познают себя, обращены внутрь себя, которым не скучно познавать себя, потому что они стараются в своей душе рассмотреть Бога. Попробуйте в себе рассмотреть Бога! Колоссальная задача, одна из труднейших, - заявил митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн.

Светлана Баранова напоминает, что «Самым известным белгородцем, по-своему осмыслившим творчество Достоевского, стал художник-график Станислав Степанович Косенков. Его серии линогравюр к произведениям Достоевского получили международное признание. В 70-80-е годы прошлого века он последовательно выполняет иллюстрации к романам «Бедные люди», «Преступление и наказание», «Игрок», создает целую галерею портретов Достоевского.

Дочь Станислава Степановича, Мария Косенкова, рассказала о работе отца на выставке его произведений, предоставленных музеем-мастерской графика. Взгляд внутрь себя, тот самый поиск божественной задачи, объединяет обоих авторов. Друзья и знакомые Станислава Косенкова даже отмечали их портретное сходство.

«Господи! Достоевский! Какое он наслаждение мне доставляет каждой своей фразой, словом, буквой даже! Он мой, или я его – до мозга костей, и в этом все. Как страшно иногда вдруг увидеть себя, так же страшно погружаться в Достоевского», – пишет в своем дневнике художник.

О своей работе над «Бедными людьми» Косенков говорит: «…Напряжение в гравюрах адское, состояние трагизма и безысходности – беспредельное. Тяжело не просто зрительно смотреть на них душе, а и глазам больно. Перевожу на доску пьяного Макара, спящего на лестнице. Это – апофеоз падения. И на очереди – «Пуговица», «Макар и Горшков», и обязательно надо – «Макар с Варенькой. Молитва». Это тоже апофеоз – его святой любви».

Как отмечает автор сообщения, «Ещё одна душа, прикоснувшаяся к Достоевскому в постижении себя – знаменитый, талантливый артист, вот уже год как заключенный одной из белгородских колоний Михаил Ефремов. К юбилею русского классика Михаил Ефремов снял короткометражный фильм «Евангелие от Федора».

В его исполнении особенным смыслом звучат слова: «Ты остаешься наедине с собой в тюремной камере… Здесь ты на своей шкуре осознаешь всю глубину одиночества толпы, понимаешь, что отчуждение создают не расстояния, а настроение людей. Человек становится твоим, когда у тебя с ним одно сердце, а не одна крыша над головой, а жизнь, … полная молодости и красоты, не имеет смысла без любви». Фильм стал лауреатом всероссийского конкурса ФСИН России».

– Человеку дали шанс. Да, ужасно то, что он сделал. Но он прошёл путь, который ведом только ему. Прошел год. Михаил Ефремов снял фильм. Это то, что произошло на моих глазах. Обращенность к Федору Михайловичу Достоевскому в условиях внешней несвободы сделала Михаила больше свободным. Он освободился от внешнего. Все что произошло с ним – в этом коротком фильме. На этот путь поставил его Достоевский, и это только его путь. Дай Бог каждому из нас каждый раз вставать, когда мы падаем, каждый раз подниматься и вставать, и ощущать, что Христос с нами, - подчеркнул митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн.

Светлана Баранова рассказывает, что «На гостиной знакомились с раритетными изданиями произведений Достоевского из фондов областной научной библиотеки, слушали классическую музыку в исполнении музыкантов филармонии, смотрели фрагмент спектакля «Идиот». В чем магнетизм произведений писателя, пытались понять в рассуждениях о двух полюсах его жизни и творчества. Не секрет, что сам Достоевский, поднимаясь в своих литературных трудах на вершины духовного самопознания, в жизни часто падал стремительно и неудержимо. Об этом сохранилось множество свидетельств современников. Теперь очевидно, что знание не только высоты духа, но и глубины порока, давало его образам достоверность и правдивость, которую каждый читатель невольно применял к себе и верил каждому его слову.

Владыка Иоанн так пояснил этот феномен: «С точки зрения аскетики, чем выше человек поднимается по духовной лестнице, тем больше бездна под ним открывается, потому что дьявол создал зеркальный мир, он устремлен вниз, в бездну. И насколько человек поднимается выше, настолько у него зеркально появляется возможность оттуда упасть. К сожалению, так устроена жизнь человеческая, что можно достичь каких-то высот, но удержаться на них очень сложно, поскольку враг рода человеческого пытается с этой вершины свергнуть. А почему? Потому что человек в будущей жизни будет наделен большими правами, чем ангелы. Пройдя путь искушения, поднявшись с самого низа до верха, человек явит силу духа, которая недоступна падшим ангелам, и этот спор за душу человеческую обостряется с каждым разом, когда человек наступает на ступеньку выше.

Для Федора Михайловича Достоевского вот эти падения и подъёмы были настолько болезненными, что, проходя их, он постигал собственным опытом то, что потом описывал в своих героях. И пронзительность, которая поражает, заключена в том, что он откровенничает с нами, делясь тем, что у него есть – подобное познается подобным. Любовью мы можем познать Бога, но грехом мы можем познать дьявола. Это совершенно симметричная позиция в духовной жизни, так ярко у Достоевского проявляется.

Для русского человека с его амплитудой взлетов и падений, очень важно Православие. Достоевский – это непостижимая амплитуда. Правильно сказано, что если без Христа читать Достоевского, можно попасть в опасные ловушки. Тот дар, который был дан Достоевскому, он довлел над ним, его человеческая натура не выдерживала, отсюда эти падения, колоссальные падения, но они описаны у него и он давал надежду, механизм, как выжить – две слезинки, и человек обретает радость».

– В завершении встречи владыка поблагодарил всех за то, что удалось поговорить о Достоевском откровенно, изящно, не довлея и не мудрствуя лукаво. Приглашая на следующую гостиную, митрополит напомнил о наступлении Рождественского поста и предложил всем воспользоваться этим временем, чтобы освободиться от всего лишнего в нас, и, главным образом, от обособленности, которая мешает проявляться нашей человечности, - отмечает Светлана Баранова.

Фото А. Клюйко

Оставить комментарий

Наверх