Шаблоны LeoTheme для Joomla.
GavickPro Joomla шаблоны

Митрополит Белгородский совершил богослужения Великой пятницы

https://beleparh.ru/images/gallery/23/0072/_dsc8990.jpg14 апреля митрополит Иоанн совершил богослужения Великой пятницы, сообщила Пресс-служба Белгородской и Старооскольской епархии.

 

Утром Глава Белгородской митрополии совершил чтение Царских часов в храме Владимирской иконы Божией Матери города Белгорода. Преосвященному архиерею сослужили настоятель храма протоиерей Игорь Панкратов, настоятель храма Почаевской иконы Божией Матери протоиерей Алексей Лупорев и клирик храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии священник Александр Фокин.

В епархии напоминают: «Ца́рские Часы́ – это особое Богослужение, совершаемое всего три раза в году: накануне праздника Рождества Христова, в Сочельник Крещения Господня (Богоявле́ния) и в Великую (Страстну́ю) Пятницу. Они называются Царскими, поскольку в древней Византии обычно совершались в присутствии царя и оканчивались пением Патриарху и царю «Многая лета».

Мы привыкли к тому, что в суточном Богослужебном круге 1-й час присоединяется к утрене, 3-й и 6-й читаются перед Литургией, а 9-й совершают перед вечерней. Царские Часы́ представляют собой соединение всех четырёх часов в одну службу, с присоединением к ним чина изобрази́тельных.

Каждый из четырёх Великих часов состоит из одного из обычно читаемых на часе псалмов, к которому присоединяют по два особых псалма, приуроченных по тематике специально к Страстно́й Седми́це, и тропари, а также парими́ю, проки́мен, Апо́стол и Евангельское чтение.

Часы Великой Пятницы подразумевают особый смысл. На первом часе Евангелист Матфей повествует о том, как совет сотворили все иудейские архиереи на Иисуса, чтобы предать Его смерти и, связав Его, предали правителю, Понтию Пилату. На третьем часе читается Евангелие от Марка об издевательствах над Христом и Его мучениях в претории Пилата. Шестой час описывает Распятие Господа на Кресте, а девятый – Его смерть. Этим соединением часов в одно целое осуществляется основной замысел установления часов, как молитвенного прославления священных времён и сроков, ознаменовавших и освятивших дело нашего спасения».

После полудня митрополит Иоанн совершил вечерню с выносом Плащаницы в Спасо-Преображенском соборе. 

В епархии напоминают: «В конце Вечерни плащаницу (вышитую икону на которой изображен почивший Христос) поднимают с престола и выносят на середину храма. Во время пения тропаря «Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое» Плащаница с изображением Христа была изнесена из алтаря и положена на середине храма для поклонения верующих.

Плащаница – плат, на котором изображен Спаситель, лежащий во гробе. У этой иконы (Плащаница считается именно иконой) есть традиционная иконография.

Плащаницу выполняют в разных техниках. Чаще всего за основу берется полотно бархата. Например, Плащаницы XV-XVII вв. делались в технике лицевого шитья. В XVIII-XIX вв. мастера сочетали золотное шитье или рельефную аппликацию из тканей с живописью. В технике живописи выполняли лик и тело Христа. Бывали и полностью живописные Плащаницы. По периметру Плащаницы обычно вышивается или пишется текст тропаря Великой субботы: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив и вонями (вариант: благоуханьми) во гробе нове покрыв, положи».

Перед плащаницей – как бы Самим Христом все падают ниц. Потом совершается Малое Повечерие, на котором священнослужители читают трогательный канон, называемый в народе: «Плач Богородицы». Сочиненный святым Симеоном Метафрастом в X веке этот канон состоит из тропарей, которые передают плач и скорбь Богоматери, стоящей у Креста, на котором висит Ее Сын.

Вижу Тя ныне, возлюбленное

Мое Чадо и любимое, на Кресте висяща, и уязвляюся горце сердцем, рече Чистая, но даждь слово, Благий, Рабе Твоей.

Ныне Моего чаяния, радости и веселия, Сына Моего и Господа лишена бых: увы Мне, болезную сердцем, Чистая, плачущи, глаголаше.

О страшном Твоем рождестве и странном, Сыне Мой, паче всех матерей возвеличена бых Аз, но увы Мне, ныне Тя видящи на древе, распалаюся утробою.

Едину Надежду и Живот, Владыко Сыне Мой и Боже, во очию свет Раба Твоя имех, ныне же лишена бых Тебе, сладкое Мое Чадо и любимое.

Мертва Тя зрю, Человеколюбче, оживившаго мертвыя, и содержаща вся, уязвляюся люте утробою. Хотела бых с Тобою умрети, Пречистая глаголаше, не терплю бо без дыхания мертва Тя видети».

Фото Д. Джувага, А. Клюйко

Оставить комментарий

Наверх