Митрополит Белгородский в праздник Святой Троицы совершил литургию в монастыре в Холках
23 июня, в день светлого праздника Святой троицы, Пятидесятницы, Глава Белгородской митрополии возглавил торжества, которые по традиции начались в Свято-Троицком пещерном храме Холковского монастыря, где митрополит Иоанн совершил Божественную литургию, сообщили в Белгородской митрополии.
Преосвященному архиерею сослужили: наместник Свято-Троицкого монастыря игумен Никодим (Мирошниченко); благочинный Новооскольского округа протоиерей Николай Герасимчук; настоятель Почаевского храма города Белгорода протоиерей Алексей Лупорев; настоятель Смоленского собора Белгорода протоиерей Павел Вейнгольд; благочинный Чернянского округа священник Стефан Жаровский; насельники монастыря иеромонах Тихон (Логачев), иеромонах Сергий (Кондрашов) и иеромонах Ипполит (Соловьев); клирик Спасо-Преображенского кафедрального собора Белгорода иеромонах Феодосий (Малород).
На сугубой ектении были вознесены особые прошения и прочитана молитва о восстановлении мира.
Следом за литургией, согласно уставу, была совершена вечерня с чтением особых коленопреклоненных молитв. С этого дня благословляется делать земные поклоны.
По окончании богослужения митрополит Иоанн обратился к молящимся с архипастырским словом.
В митрополии напоминают, что «Пятидесятница – самый древний из двунадесятых праздников (Пасха в число двунадесятых праздников не входит). Свидетельства о праздновании Пятидесятницы встречаются в трудах учителей Церкви II–III веков: святителя Иринея Лионского, Тертуллиана и Оригена. При этом в сочинениях указанных авторов Пятидесятница упоминается в двух значениях: как собственно праздник и как 50-дневный послепасхальный период (не всегда эти два понятия удается четко разграничить).
Святитель Ириней говорит о Пятидесятнице как дне, в который наряду с Пасхой и воскресеньем запрещаются коленопреклонения. Тертуллиан чаще употребляет термин Пятидесятница в значении периода, но однажды говорит: Пасха и Пятидесятница «одни и есть собственно праздничные дни». Ориген также явно называет Пятидесятницу праздником, ставя ее в один ряд с воскресеньем, пятницей и Пасхой. Следовательно, Пятидесятница возникает как отдельный праздник в конце II века, а в III веке уже вместе с Пасхой и воскресным днем составляет совокупность праздничных дней христианской Церкви.
В IV веке Пятидесятница уже приобретает высочайший статус и торжественное богослужение во всех христианских Поместных Церквах. Историк Евсевий Кесарийский называет Пятидесятницу «великим праздником» и «праздником праздников». Святитель Иоанн Златоуст вспоминает ветхозаветное предписание о трех главных праздниках, когда «весь мужеский пол должен являться пред лице Господа» (Втор.16:16), и говорит о том, что христианские праздники Богоявление, Пасха и Пятидесятница имеют аналогичный статус в Церкви.
В «Постановлениях апостольских» сказано: «Отпраздновав Пятидесятницу, празднуйте одну седмицу»; это значит, что в конце IV века уже возникает традиция праздновать седмицу после Пятидесятницы, то есть появляется период попразднства в зачаточном виде.
Древнейшее описание богослужения Пятидесятницы дается в «Паломничестве» Эгерии, которая описывает иерусалимскую традицию IV века. Служба Пятидесятницы отличалась особой торжественностью и по своей природе была наиболее ярким представителем стационального богослужения (стациональное богослужение – буквально «богослужение с остановками» (от лат. statio — “остановка”); в таком богослужении отдельные его части совершались в разных частях города, а переход между ними совершался в формате богослужебного шествия). Само богослужение состояло из шести частей (последований), начиналось оно рано утром, затем с перерывами совершалось в разных местах города и заканчивалось к полуночи. Из интересных особенностей можно отметить чтение евангельского зачала о вознесении Господа, из чего делается вывод, что в конце IV века в Иерусалиме Вознесение Господне еще праздновали вместе с Пятидесятницей.
В VI веке святой Роман Сладкопевец сочинил кондак Пятидесятницы; в изначальном виде он состоял из проимия и 18 икосов (имел такой же акростих, как и кондак Вознесения Господня: ΤΟΥ ΤΑΠΕΙΝΟΎ ΡΩΜΑΝΟΥ — «смиренного Романа»), сейчас же от него остался только проимий (нынешний кондак) и 1-й икос.
В VIII веке преподобные Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин составили каноны праздника, ныне употребляемые за богослужением. Канон святого Космы — более простой по содержанию и внешнему оформлению; он имеет краткий акростих — Πεντηκοστὴν ἑορτάζομεν («Пятидесятницу празднуем»). Канон преподобного Иоанна Дамаскина написан им в той же манере, что и вторые каноны праздников Рождества Христова и Богоявления; ирмосы и тропари написаны греческим шестистопным ямбом, в тексте используется много сложных (состоящих из двух и даже трех корней) слов, акростих канона составляется из начальных букв строк всех ирмосов и тропарей (в каждом тропаре по пять строк) и тоже представляет собой поэтическую строфу. Из-за поэтического характера греческий текст канона весьма сложен для понимания.
В IX веке появляется практика совершать торжественную вечерню в день Пятидесятницы с чтением трех коленопреклонных молитв».
Фото А. Клюйко
- Оцените материал
- Опубликовано в Новости Белгородской митрополии
- Прочитано 147 раз
Похожие материалы (по тегу)
- Митрополит Белгородский принял участие в заседании комиссии Межсоборного Присутствия
- Благочинный Александро-Невского кафедрального собора поздравил с Днём Учителя
- Клирик Успенского собора провёл учения по самообороне в Новом Осколе
- Паломнические туры для беженцев из Украины и белгородского приграничья организовали в Старом Осколе
- Митрополит Белгородский поблагодарил художников, запечатлевших русских героев