Шаблоны LeoTheme для Joomla.
GavickPro Joomla шаблоны

«Православное Осколье» напомнило о святителях – заступниках Святого Белогорья

https://pravosk.ru/wp-content/uploads/2023/11/boris_ivanovskiy.x85046.jpgИнформационный Митрополичий центр «Православное Осколье» в публикации монаха Илии (Каунникова) напомнил о святителях – заступниках Святого Белогорья.

В сообщении говорится: «Имена таких заступников и молитвенников родного сердцу Белогорья, как святители Иоасаф, Никодим и Антоний Белгородские, а также Онуфрий Старооскольский, известны в каждой православной семье нашего края. Но есть и несколько других святых владык, имена коих менее известны на Белгородчине (а порой и не известны вовсе), хотя их земная жизнь так или иначе связана с нашей малой родиной.

Священномученик Иоасаф, епископ Могилевский (в миру – князь Владимир Давидович Жевахов) родился в 1874 году в Полтавской губернии и по материнской линии был родственником святителя Иоасафа Белгородского. Имея юридическое образование, в 1902–1914 годах он занимал должность почетного мирового судьи по Киевскому уезду и чиновника особых поручений при Киевском, Подольском и Волынском генерал-губернаторе.

В 1910 году по благословению Священного Синода князь Жевахов был назначен членом комиссии по устройству раки для мощей новопрославленного Божьего угодника святителя Иоасафа Белгородского, а в 1911 году князь Жевахов был инициатором раскопок древних монастырских пещер в киевском предместье Зверинец. В освященной пещерной церкви Рождества Богородицы князь Жевахов был старостой. Здесь же его стараниями был устроен придел в честь святителя Иоасафа Белгородского. Здесь же в 1924 году, в Зверинецком пещерном скиту Киева, по благословению Святейшего Патриарха Тихона князь Жевахов был пострижен в монашество в честь святителя Иоасафа Белгородского и рукоположен в священный сан.

Через два года иеромонах Иоасаф был рукоположен в епископа Дмитровского, викария Курской епархии. Владыка Иоасаф в годы своего епископства занимал также Чебоксарскую, Могилевскую, Минскую кафедры, пока в 1936 году не ушел на покой по состоянию здоровья, поселившись в Белгороде. 29 января 1937 года епископ Иоасаф был арестован и помещен в Белгородскую тюрьму, затем переведен в тюрьму города Курска, где и был расстрелян 4 декабря того же года. В наше время придел пещерного храма в Зверинецком скиту носит имя двух Иоасафов – Белгородского и его потомка-священномученика.

Священномученик Борис, епископ Ивановский (в миру – Семен Тимофеевич Воскобойников), родился в Павловском уезде Воронежской губернии в 1875 году в семье священника. Трое его братьев также были священниками. Окончив семинарию, в 1901 году Семен был определен диаконом к Преображенской церкви (не сохранилась до нашего времени) села Уразово Валуйского уезда, а в 1903-м переведен к Богоявленской церкви села Новорождествено Бирюченского уезда (в настоящее время села не существует), где и прослужил четыре года. В 1907 году отец Симеон поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил со степенью кандидата богословия.

Более двадцати лет отец Симеон служил в приходах Санкт-Петербургской епархии, а в 1934 году митрофорный протоиерей Симеон Воскобойников был назначен настоятелем Благовещенского кафедрального собора города Иваново. В 1936 году отец Симеон был пострижен в монашество с именем Борис и рукоположен в епископа Кинешемского, откуда был переведен на Ивановскую кафедру. После недолгого управления епархией (чуть больше года), владыка Борис был арестован и отправлен в ссылку. 6 декабря 1937 года священномученик Борис был расстрелян неподалеку от города Чимкента (Казахстан).

В начале сложного XX века, во время гражданской войны и постоянных гонений на Церковь со стороны безбожных властей, на территории матушки-России появилось много новых епархий. Порой они были, по современным меркам, необъятными. А порой – совсем небольшими. На территории нынешней Белгородчины, помимо Белгородской, в различное время существовали такие епархии, как Старооскольская, Новооскольская, Уразовская. Первая за всю свою историю имела двух епископов, вторая – одного, а третья, Уразовская, – четверых. О первом епископе Старооскольском Онуфрии (Гагалюке) написано довольно много. Единственный епископ Новооскольский уклонился в раскол. Из четырех же епископов Уразовских, третий и четвертый прославлены в лике местночтимых святых.

Небольшая Уразовская православная епархия существовала на территории Валуйского, Вейделевского, Волоконовского и Ровеньского районов с 1924 по 1928 годы и назначение архиереев в ней в годы гонений на Церковь было затруднительно. Кафедральным собором епархии был Знаменский собор слободы Уразово – самый большой из четырех храмов. Такой выбор кафедрального собора был обусловлен тем, что в уездном городе Валуйки уже существовало еще две раскольничьи кафедры. Владимирский собор города Валуйки был центром Валуйской обновленческой епархии, а Никольский городской храм, расположенный рядом с собором, – Валуйской григорианской епархии.

Священномученик Синезий, епископ Ижевский (в миру – Сергей Григорьевич Зарубин), родился в Бронницком уезде Московской губернии в 1886 году в крестьянской семье. На воспитание молодого Сергея большое влияние оказала его тетя, привившая любовь к старообрядческому богослужению.

В трудном для Церкви 1917 году он принял монашеский постриг с именем Синезий и был рукоположен в священный сан. Вплоть до 1923 года он служил в единоверческих (т. е. православных со старообрядческим богослужением) приходах Омска, Тюмени и Иркутска. Отец Синезий пользовался огромным авторитетом среди своей паствы и был выдвинут кандидатом в единоверческие епископы, но, однако же, вместо этого был назначен архимандритом древнего коломенского Старо-Голутвина монастыря. Через три года все же отцу Синезию было суждено стать архиереем – в июне 1926 года он был назначен епископом Острогожским, а в октябре-декабре того же года, всего на три месяца, возглавил небольшую Уразовскую епархию и стал третьим ее епископом. В 1927 году владыка Синезий был отправлен служить в Якутию, где также проповедовал и среди коренного населения на берегах Северного Ледовитого океана, а еще через год был назначен епископом Ижевским. Здесь ему пришлось потрудиться, окормляя также некоторые приходы Вятской и Уральской епархий, а также единоверческие церкви.

Пользовался владыка уважением и среди удмуртов. В 1931 году владыка Синезий был арестован советской властью по сфабрикованному делу как «руководитель церковно-монархической организации» и отправлен отбывать срок в Соловецкие лагеря. Вместе с владыкой по этому делу также был арестован еще 21 человек.

На праздник Воздвижения Креста Господня, 27 сентября 1937 года, владыка Синезий был расстрелян в одной из тюрем Карелии. После его смерти верующими Ижевской епархии владыка стал почитаться как священномученик: его фотографии наряду с иконами и поныне хранятся в каждом святом углу Удмуртии. К своему местночтимому святому – священномученику Синезию – верующие обращаются о его ходатайстве перед престолом Божиим.

Священномученик Алексий, епископ Уразовский (в миру – Семен Васильевич Буй), родился в 1892 году в Томской губернии в семье крестьян. Когда ему исполнилось 23 года, он принял монашество и был рукоположен в священный сан. Первой епископской кафедрой владыки Алексия в 1924 году стала Бугульминская. Еще через три года, в феврале 1927 года, владыка был назначен управляющим Воронежской епархией, а с июля того же года по январь следующего – возглавлял Уразовскую кафедру.

Он был последним архиереем в истории этой небольшой епархии, некогда располагавшейся в нескольких районах нынешней Белгородчины, откуда вновь переехал в Воронеж. В январе 1928 года управлявший Воронежской епархией владыка Алексий вместе с вверенной ему паствой отказался подчиняться Заместителю Местоблюстителя Патриаршего престола митрополиту Сергию (Страгородскому), официально управлявшему Русской Православной Церковью, и примкнул к так называемому «иосифлянскому» движению. Движение это получило свое название по имени своего духовного руководителя – митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых) – и было организовано как оппозиционное политике, проводимой митрополитом Сергием.

Духовные руководители «иосифлянства» не отрицали своей принадлежности к Русской Православной Церкви и в то же время управляли своей паствой собором епископов, не подчинявшихся Местоблюстителю Патриаршего престола. Поводом для возникновения «иосифлянства» послужило послание митрополита Сергия к духовенству и мирянам «Об отношении Православной Российской Церкви к существующей гражданской власти», изданное в 1927 году и призывавшее к признанию верующими советской власти и подчинению ей. Послание это, известное в русской исторической и церковной литературе как «Декларация митрополита Сергия», вызвало много раздоров в церковной среде того времени. Помимо «иосифлянских» приходов Черноземья, епископ Алексий управлял из Воронежа также частью приходов юга России и исполнял обязанности экзарха Украины до своего ареста в 1929 году. После почти десятилетнего заключения в Соловецких лагерях владыка Алексий был расстрелян 3 ноября 1937 года в одной из тюрем Карелии. Священномученик Алексий был прославлен Русской Православной Церковью Заграницей, а также Элладской Православной Церковью.

Оставить комментарий

Наверх