Шаблоны LeoTheme для Joomla.
GavickPro Joomla шаблоны

«Православное Осколье» рассказало о человеке, открывшем в XIX веке в России почти 40 тысяч школ

https://pravosk.ru/wp-content/uploads/2021/03/2-3.jpgИнформационный Митрополичий центр «Православное Осколье» рассказал об обер-прокуроре Святейшего Синода Константине Петровиче Победоносцеве, открывшем в XIX веке России почти 40 тысяч церковно-приходских школ.

В сообщении, подготовленном Александром Гончаровым, говорится: «После опубликования в октябре 1905 года Высочайшего Манифеста императора Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка», в соответствии с которым предполагалось учреждение Государственной Думы и введение целого ряда законодательных изменений в соответствии с требованиями либеральной «общественности», празднично одетые толпы заполонили улицы Санкт-Петербурга. Манифестанты считали своим долгом останавливаться у дома № 62 на Литейном проспекте и скандировать антимонархические лозунги, а также выкрикивать проклятия и насмешки в адрес человека, квартировавшего там.

Этот же человек, глубокий старик, не обращая внимания на вопли протестующих, тихо помолясь, садился за рабочий стол и неторопливо продолжал свой перевод Нового Завета с греческого языка на русский. Он как раз ушел в отставку со всех занимаемых государственных постов: члена Государственного совета и Комитета министров, обер-прокурора Святейшего Синода – в качестве протеста против данного Манифеста. Его хулители считали, что старик сдался, революционное настроение вытеснило этого государственного мужа на обочину истории. Но мало кто знал, что девизом его были слова: «Хотя бы погибнуть в борьбе, лишь бы победить». Рыцарский девиз, но принадлежал он потомственному дворянину всего-навсего во втором колене, внуку православного священника, Константину Петровичу Победоносцеву (1827-1907)».

Александр Гончаров отмечает, что «Победоносцев был еще при жизни оклеветан, а после смерти его продолжали шельмовать. В годы советской власти могилы четы Победоносцевых – самого Константина Петровича и его жены Екатерины Александровны (30 лет отдала народному образованию – начальствовала во Свято-Владимирской женской церковно-учительской школе) – были закатаны в асфальт, а надгробия сброшены и частично разбиты. Захоронение Победоносцевых удалось восстановить только в 1992 году».

Как подчёркивает автор сообщения, «Вычеркивание Константина Победоносцева из русской истории произошло неслучайно. Выдающийся государственный деятель, искренний сторонник самодержавия, честный и неподкупный чиновник, верный сын Православной Церкви, писатель, публицист и переводчик, являлся одним из самых последовательных противников революции. И что важно, успешно противостоял ей на протяжении 25 лет.

Победоносцева называли ретроградом, а он обладал энциклопедическими познаниями и живо интересовался современной литературой. Победоносцева объявляли душителем просвещения, а он дружил с И. С. Аксаковым и Ф. М. Достоевским, помогал композитору П. И. Чайковскому и реформатору русской школы С. А. Рачинскому.

Надо отметить, что обер-прокурором Синода Победоносцев стал в 1880 году и огромное внимание уделял развитию церковно-приходских школ. Так вот, в 1880 году имелось по всей России 4 273 таких школы, а в 1902 году – 43 696.

Константин Победоносцев не понаслышке ведал об учительском труде. Он, как и его отец, преподавал в Московском университете (до ухода в наставники наследника престола) и прославился как великолепный лектор и составитель учебников по праву. Его учебники: «Гражданское право» и «История Православной Церкви до разделения церквей» пользовались популярностью.

Победоносцев писал: «История Церкви должна запечатлеться не в одной памяти, но в сердце каждого, как таинственная история страдания ради великой, бесконечной любви». Современники признавали, что как правовед и историк Победоносцев мало имел себе равных. Но он ушел в политику, ибо почитал своим долгом защищать Россию от духовного разложения и революционных бедствий».

Александр Гончаров сообщает, что «Школьное обучение и воспитание Константин Петрович находил наиважнейшим делом. Ему не нравились порядки, существующие в школах, и приниженное положение учителя. Но, кроме того, он полагал, что личность учителя, его общение с учениками, его способность добиваться доверия у учащихся – залог успешности любой школы. Советы учителю от Победоносцева актуальны и для XXI столетия: «…помни: чего требуешь от каждого из учеников своих – и последнего, и первого, – то и сам ты должен уметь делать. Итак, всякую работу, какую задаешь им, ты должен сначала уметь проделать сам как можно лучше. В этом правда, и без правды какое – учительство!».

Труды по обустройству школ оппоненты Победоносцева еще бы могли ему простить, хотя он всеми силами старался не допустить распространения в учебных заведениях атеизма и либерализма. Константину Победоносцеву не прощали другое. Он оказался очень серьезным и точным разоблачителем идолов прозападнической интеллигенции и, прежде всего, революции, демократии и выборов.

Облик будущего избранного депутата Победоносцев рисует крупными мазками: «Избиратели являются для него стадом – для сбора голосов, и владельцы этих стад подлинно уподобляются богатым кочевникам, для коих стадо составляет капитал, основание могущества и знатности в обществе. Так развивается, совершенствуясь, целое искусство играть инстинктами и страстями массы для того, чтобы достигнуть личных целей честолюбия и власти».

А еще Победоносцев боролся за введение единого Российского законодательства в Финляндии и Польше, за свободную проповедь Православия там и ещё в Прибалтике. Непримирим обер-прокурор оказался и в отношении сектантства. Недаром его самые карикатурные образы в литературе создали поклонники «хлыстов» и оккультизма Андрей Белый и Александр Блок.

Не прощались Константину Победоносцеву и обличения Льва Толстого. Как литературный критик, Победоносцев высоко ценил художественные произведения Льва Николаевича, но как историк Церкви и православный человек, совершенно не принимал сектантское «богоискательство» Толстого, переходившее за грань дрянного богохульства.

Кстати, в романе Льва Толстого «Анна Каренина» (1873-1877) Победоносцев, в 1872 году вошедший в состав Государственного совета, послужил прообразом Алексея Каренина (как доказал Ю. Лотман). В концовке произведения Каренин забирает к себе дочь Анны и Вронского и воспитывает вместе со своим родным сыном Сережей.

В 1897 году чета Победоносцевых, не имевшая детей, удочерила девочку-подкидыша Марфу. Вот так жизнь частенько становится более оригинальной, чем выдуманная литературная строка.

Любовь Константина Победоносцева к детям носила совсем не инстинктивный характер. Она основывалась на вере во Господа нашего Иисуса Христа и принятии реальностей жизни, а не оголтелых выдумок человеческого ума. Сам Константин Петрович был 11-м ребенком в семье».

Александр Гончаров обращает внимание на то, что «Нелепость упреков в отношении Победоносцева нередко доходила до абсурда.

«Богоискатель»-философ Бердяев обвиняет Константина Петровича в том, что «…в своей личной жизни этот человек, приобретший репутацию великого инквизитора, был мягким, он трогательно любил детей, боялся своей жены, совсем не был свиреп в отношении к «ближнему». Он не любил «дальнего», человечества, гуманность, прогресс, свободу, равенство и пр.». Заметим, что Николай Бердяев это сообщает в 1937 году в работе «Истоки и смысл русского коммунизма» за границей, куда его насильственно вытолкнула революционная советская власть, столь сильно любившая угнетенных во всем мире, что конфискованные средства у «ближних» в России не стыдилась пересылать им ради «развития рабочего дела» не только в Европу, но даже в Азию и Северную Америку».

«Константин Победоносцев, можно сказать, погиб в борьбе, но победил. Его идеи, основанные на христианском православном миропонимании, не канули в прошлое. Они учат жизни и продолжают противостоять всему тому, что тянет человека, нацию, государство к откровенному самоубийству. История оправдала Победоносцева, а не «пламенных революционеров». Плохо ли или хорошо, но он шел за Сыном Бога Живого…», - убеждён Александр Гончаров.

Оставить комментарий

Наверх