Шаблоны LeoTheme для Joomla.
GavickPro Joomla шаблоны

«Православное Осколье» рассказало о корнях и ростках Оптиной Пустыни

https://pravosk.ru/wp-content/uploads/2023/08/optina-pustyn.-sergej-ishkov.jpgИнформационный Митрополичий центр «Православное Осколье» рассказал о корнях и ростках Оптиной Пустыни.

 

В сообщении, которое подготовил Александр Гончаров, говорится: «В XIX веке Введенская Оптина пустынь являлась одним из важнейших духовных центров России. Непрерывная линия старчества пролегла почти на сто лет: от иеросхимонаха Льва (Наголкина) (1768−1841) и до закрытия монастыря при советской власти в 1923 году.

В Оптину за наставлением и духовным советом тянулись люди со всех краев Российской империи. Сюда спешили: и монахи, и представители «белого духовенства», и крестьяне, и дворяне, и купцы, и ремесленники, и чиновники, и офицеры. К оптинским старцам приезжали славянофилы – братья Киреевские, философы Константин Леонтьев и Владимир Соловьев, писатели Федор Достоевский и Сергий Нилус, и многие другие.

«Благословенная Оптина» называли монастырь вблизи Козельска. Как этот древнерусский город-крепость в 1238 году встал на пути нашествия Батыя, так и Оптина пустынь поднялась на защиту православия перед революционными бурями XX века.

Последним соборно избранным старцем Оптиной пустыни (1912) был преподобный Нектарий (Тихонов). О нем сохранились воспоминания духовных чад, да и просто очевидцев, так сказать со стороны.

Все отмечали необычное поведение старца, которое нередко вызывало соблазн у верующих. Батюшка между тем юродствовал, но не самочинно, а получив разрешение у своих духовных наставников. И то, что казалось странным и непонятным, затем раскрывалось и доказывало удивительную прозорливость отца Нектария.

Незадолго перед революцией преподобный имел обыкновение в своей темной келье что-то искать при помощи электрического фонарика. Братия удивлялась, ведь проще возжечь свет, да так и найти требуемое. В 1918 году монастырь занял отряд красноармейцев. Бойцы «пролетарской армии» ринулись искать «сокровища» монахов, как раз используя фонарики… Келья старца всегда вызывала насмешки у людей несведущих. В ней находились игрушки, граммофон, да Бог весть еще что. Получалось, что к себе преподобный Нектарий натащил всякую ненужную рухлядь, а еще и хвалился, мол, смотрите, какой у меня музей.

В 1923 году обитель (после изгнания монашеской сельхозартели) передали Главнауке (Наркомпрос) в качестве исторического памятника, который и получил название «Музей Оптина пустынь».

Как отмечает автор сообщения, «Перед революционной смутой монастырь посетил епископ Калужский Феофан. Архиерей с изумлением обнаружил, что старец в келье играет с игрушками, бьет их и приговаривает: «В тюрьму тебя! В камеру! Так-то вот! И тебя накажу! Плохая!».

В 1937 году владыку арестовали за «создание церковно-фашистской организации», жестоко пытали, а потом и расстреляли. Перед гибелью архиерей говорил, что провинился перед святым старцем, не понял его предсказания.

Нельзя не сказать и о других исторических фактах, что в 1939 году в монастыре существовал лагерь «Козельск-1», а в годы Великой Отечественной войны фильтрационный лагерь для бывших военнопленных. Жестокой была «игра» XX века с живыми людьми».

Александр Гончаров отмечает, что «Отец Нектарий мог показать каждому человеку его путь, если считал это душеполезным. С неграмотными он беседовал по-простому, а с учеными мужами так, что они поражались высокой образованности старца. Но он (в миру – Николай Тихонов), родившийся в 1853 году в провинциальном городе Ельце, потерявший отца в семь лет, а нежно любимую маменьку − в одиннадцать, закончил только сельскую церковноприходскую школу.

Но в Оптиной пустыни его наставниками стали великие старцы Анатолий (Зерцалов) и Амвросий (Гренков), именно они благословили Нектария читать как духовную, так и светскую литературу. Монастырь собрал очень хорошую библиотеку. И потом отец Нектарий поражал своих посетителей не только знанием текстов аввы Дорофея, преподобного Исаака Сирина и святителя Тихона Задонского, но и Пушкина. и Шекспира, и Данте. Некоторые свои произведения старцу Нектарию читал философ Константин Леонтьев и часто получал удачные советы. Однако преподобный Нектарий всегда утверждал, что «все стихи в мире не стоят строчки Божественного Писания».

Важнейшими задачами для человека старец почитал научиться молиться Господу, терпеть и смиряться. «Молитва – это капитал. Чем дольше лежит, тем больше процентов приносит. Господь посылает Свою милость тогда, когда Ему это благоугодно, когда нам полезно ее принять… Иногда через год Господь исполняет прошение… Пример надо брать с Иоакима и Анны. Они всю жизнь молились и не унывали, и какое Господь послал им утешение!» − наставлял преподобный Нектарий. А еще, пожалуй, главным его советом были следующие слова: «Спрашиваете, каким путем идти к Богу. Идите путем смирения! Смиренным несением трудных обстоятельств жизни, смиренным терпением посылаемых Господом болезней; смиренною надеждой, что не будете оставлены Господом, Скорым Помощником и любвеобильным Отцом Небесным; смиренною молитвою о помощи свыше, об отгнании уныния и чувства безнадежности, которыми враг спасения тщится привести к отчаянию, гибельному для человека, лишающего его благодати и удаляющего от него милосердие Божие».

Как подчёркивает автор сообщения, «Преподобный Нектарий Оптинский отошел ко Господу вдали от любимой обители 29 апреля 1928 года в брянском селе Холмищи. Но остались на грешной земле его духовные чада, сохранившие в сердце предсказание: «Россия воспрянет и будет материально не богата, но духом будет богата, и в Оптиной будет еще семь светильников, семь столпов».

В Оптину пустынь крестьянский сын Степан Фомин пришел с Орловщины вслед за своим средним братом в 1909 году и поступил под духовное руководство старца Иосифа Оптинского. После кончины отца Иосифа его наставником стал преподобный Нектарий.

В 1917 году Степан принял постриг с именем Севастиан. После погрома Оптиной он не оставил своего старца. А в 1927 году Севастиана рукоположили во иеромонахи.

По благословению отца Нектария в 1928 году Севастиан уехал служить в приходе. Местом его служения Господь избрал Ильинский храм в городе Мичуринске (Козлове). Когда настоятеля протоиерея Владимира Нечаева арестовали, отец Севастиан принял заботы о его многодетной семье. Одиннадцатый ребенок из нее в будущем стал митрополитом Волоколамским и Юрьевским Питиримом. Он всегда с теплом душевным вспоминал батюшку Севастиана.

В 1933 году отца Севастиана арестовали. Повод был серьезный – он открыто проповедовал против «обновленчества» и старался помогать братии, изгнанной из Оптиной пустыни. На допросе иеромонах откровенно сказал: «На все мероприятия советской власти я смотрю как на гнев Божий, и эта власть есть наказание для людей. Такие же взгляды я высказывал… При этом говорил, что нужно молиться, молиться Богу, а также жить в любви, только тогда мы от этого избавимся».

Неправедный суд приговорил Севастиана к семи годам лагерей. Наказание отправили отбывать в Карлаг, поместив в «Карагандинский совхоз-гигант ОГПУ». Из заключения старец Севастиан вышел в 1939 году. Но уезжать из Караганды не захотел. Вокруг него образовалась небольшая православная община, куда вошли не только прежние духовные чада, но и новые, пришедшие к старцу на зоне.

В 1944 году община сумела организовать домовую церковь в селе Большая Михайловка под Карагандой. Но лишь в 1955 году община получила официальную регистрацию от советской власти.

О праведном старце и общине заговорили по всему СССР. И недаром один из православных архиереев такую ей дал характеристику: «Маленькая церковь, от земли не видно, а столп горит до неба».

Современники, побывавшие у старца, неоднократно говорили, что под Карагандой расцвел росток Оптиной пустыни, перенесенный отцом Севастианом в степной Казахстан. Своих духовных чад батюшка учил в духе старца Нектария: «Терпите друг друга немощи и недостатки – в этом спасение. Огонь огнем не тушат, а водой. А зло побеждается любовью!» и «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».

Святой подвижник постоянно отмечал значение глубокой и искренней молитвы, обращения за помощью к Творцу и святым Его: «В деле своего спасения не забывайте прибегать к помощи святых отцов и святых мучеников. Их молитвами Господь избавляет от страстей. Но никто не думайте своими силами избавиться от них. Не надейтесь на себя до самой смерти в борьбе со страстями. Только один Господь силен избавить от них просящих у Него помощи. И покоя не ищите до самой смерти».

16 апреля 1966 года старец Севастиан принял постриг в схиму, который совершил владыка Питирим (Нечаев), а ко Господу ушел через три дня».

Оставить комментарий

Наверх