Шаблоны LeoTheme для Joomla.
GavickPro Joomla шаблоны

«Православное Осколье» рассказало о старооскольской церкви как будто из сказки

https://pravosk.ru/wp-content/uploads/2024/06/hram-2048x1422.jpgИнформационный Митрополичий центр «Православное Осколье» рассказал об исчезнувшей старооскольской Благовещенско-Михайловской церкви.

Автор сообщения Александр Гончаров пишет: «Известный британский писатель Г. К. Честертон всегда рекомендовал для того, чтобы понять или рассмотреть предмет или архитектурное сооружение получше, посмотреть на него со стороны, отойти подальше. Этот метод хорошо подходит и для русских городов, если его переосмыслить несколько по-другому. Мы же привыкли к своей местности и часто принимаем за должное, что чужому взгляду покажется настоящим чудом.

Норвежский писатель Кнут Гамсун, путешествуя в дореволюционные годы по России, отмечал: «Я видел прекрасные города, громадное впечатление произвели на меня Прага и Будапешт; но Москва – это нечто сказочное!.. В Москве около четырехсот пятидесяти церквей и часовен, и когда начинают звонить все колокола, то воздух дрожит от множества звуков в этом городе с миллионным населением. С Кремля открывается вид на целое море красоты. Я никогда не представлял себе, что на земле может существовать подобный город: все кругом пестреет зелеными, красными и золочеными куполами и шпицами. Перед этой массой золота в соединении с ярким голубым цветом бледнеет все, о чем я когда-либо мечтал. Мы стоим у памятника Александру Второму и, облокотившись о перила, не отрываем взора от картины, которая раскинулась перед нами. Здесь не до разговора, но глаза наши делаются влажными».

В Старом Осколе норвежец не был, но, приехав в наш город, он наверняка бы побывал в Благовещенско-Михайловской церкви, находившейся в самой высокой точке местности и с балкона храма, с которой открывался великолепный вид на всю округу, где господствовали купола церквей и кресты колоколен.

Краевед В. Е. Гладков в своей книге «Сказы старого города» писал: «Позолоченные купола и вознесшийся в голубую высь величавый, слепящий своими бликами крест великолепного, неповторимого Благовещенского (Михайловского) храма. Простая паперть. Двери как два крыла. Благовест церковных служб, видимых с красивого балкона. Звон бронзовых с серебром и золотом, сработанных по особому заказу городского купечества колоколов и колокольчиков успокаивал, умиротворял от всех тревог и волнений купеческой жизни, наполнял душу радостью бытия».

А другой краевед А. И. Агеев утверждал, рассказывая о замечательном русском народном поэте Кольцове: «Любил Алексей Васильевич Кольцов всю старооскольскую окрестность, созерцая с меловых круч, с высоты птичьего полета окрестные пейзажи. Особенно он любил колокольню Благовещенской церкви. С этих мест хорошо просматривались городские улицы. Близким другом у него был звонарь Дятлов».

Такие характеристики дорогого стоят. И Благовещенско-Михайловский храм так и кажется вышедшим из русской сказки, из легенд о граде Китеже. Любили наши предки строить дома Божии на землях, где казалось, что небо спешит ласково соприкоснуться с землей…

История храма уходит своими корнями чуть ли не к моменту основания города-крепости. Историки и краеведы полагают, что на месте Благовещенско-Михайловского храма первая деревянная церковь была построена в 1593 году.

А.П. Сиднеев сообщал: «По преданию, недалеко от соборной Богоявленской церкви находилась, кроме Николаевской, только Благовещенская, имевшая своими прихожанами жителей слободы Казацкой. Городовые казаки были одними из первых поселенцев города, и третья церковь, возникшая при основании города, и была, вероятно, Благовещенская (Михайловская). В большей церкви приказано было обедню служить «по вся дни», двум «попам переменяться по неделям», а в других – по праздникам и по некоторым указанным дням недели».

Впрочем, изначально церковь поставили в честь Архангела Михаила, и ее расположение отличалось от привычного горожанам в начале XX столетия. «Оскольская дозорная книга» за 1615 год говорит: «За Большим острогом, напротив Больших Русских ворот, был выстроен деревянный прямоугольный однопрестольный храм во имя Архистратига Михаила. Там же располагались дворы попа Акима Исакова, пономаря Лукьяна Иванова и просфирницы Акулины».

После 1616 года церковь перенесли за пределы острога (согласно исследованиям краеведа А. П. Никулова), и в 40-е годы XVII века в ней был сооружен придел в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. С той поры ее и стали именовать то Михайловской, то Благовещенской.

Однако уже в XVIII веке ее разобрали и, в соответствии с планом застройки города, развернули строительство новой Благовещенско-Михайловской церкви, но не на Нижней площади, а на углу улиц Курской и Панской (Михайловской), сейчас это улицы Ленина и Революционная.

Каменный храм получился двухэтажным. Верхний (холодный) храм освятили в 1809 году во имя Архангела Михаила, а нижний – в 1824 году в честь Благовещения.

Прихожане очень любили свой храм. И у него имелись богатые купцы-покровители. После 1857 года храм неоднократно реконструировался и благоукрашался. Огромные усилия прилагал церковный староста Я. А. Дягилев.

В   1864   году   в   нижнем (теплом) храме был освящен придел во имя святителя Тихона Задонского. А в 1867 году освятили еще два придельных престола верхнего храма: правый – во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, левый – в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба. Третий – левый придел нижнего храма – в 1884 году освящен во имя святой великомученицы Варвары.

Любопытно, что в 1867 году внутри верхний храм отделали мрамором.

Колокольню поставили в 1809 году. Она была сделана из кирпича и имела три яруса. 

Звонари Благовещенско-Михайловской церкви своими умениями в ту пору прославились на весь Старый Оскол.

Краевед Рем Иванович Мелентьев сообщает об одном интересном факте: «За Михайловской церковью было небольшое кладбище, на котором хоронили священнослужителей этой церкви. Были здесь и склепы. Особый интерес вызывал один. Над ним стояла миниатюрная колоколенка с колоколами. Конструкция ее была такова: при подходе к склепу площадка качалась и вибрировала от шагов, от чего колокола вызванивали заупокойную мелодию… В 1930-е годы все это было разрушено, затоптано и забыто».

Основные сопровождающие здания церкви (церковная лавка, просфорня и т. п.) находились на правой стороне Курской улицы и соединялись с ней подземным переходом.

С 1891 года при храме функционировала церковно-приходская школа, причем в ней обучали и девочек.

В жестоком XX столетии судьба храма оказалась печальной. После революции у него забрали школу, а по окончании гражданской войны началось изъятие церковных ценностей. Однако верующие не сдавались. Целый ряд предметов для совершения богослужения в храме советская власть «милостиво» оставила. В обмен на это прихожане обязались внести домашние вещи из серебра, согласно весу неконфискованных священных сосудов, крестов и т.д. Колокола с храма сняли в 1929 году, но богослужения еще совершались. По воспоминаниям наших земляков, Благовещенско-Михайловскую церковь начали разрушать до Великой Отечественной войны.

По свидетельству Михаила Валентиновича Веселовского, все происходило следующим образом: «Помню, я со школы шел зимой, учился где-то во втором классе, это, наверное, 1940 год, а храм этот ломают, разбирают вручную. Макушки не было, уже середину разбирали. Желоба поставили, и сверху вниз мужчины кирпичи спускают, а женщины внизу подбирают и складывают. Весь его сразу разобрали или нет, не знаю, возможно, только верхний этаж. Материал пошел на какие-то хозяйственные нужды города. Потом, припоминаю, что где-то в 1943 году, после освобождения края, щебень оставшийся возили на строительство аэродрома в районе Горняшки».

В настоящее время на месте Благовещенско-Михайловского храма стоит здание Сбербанка, а многие горожане и не ведают, что здесь возвышался некогда дом Божий, который построили их славные предки».

Оставить комментарий

Наверх