Шаблоны LeoTheme для Joomla.
GavickPro Joomla шаблоны

«Православное Осколье» поведало о святых Оскольского края

https://pravosk.ru/wp-content/uploads/2023/08/glinskaja-pustyn.jpgИнформационный Митрополичий центр «Православное Осколье» рассказал о святых Оскольского края.

 

В сообщении, которое подготовил монах Илия (Каунникова), говорится: «Оскол – неторопливая река. Она течет с севера на юг, разделяя родное нам Святое Белогорье как бы напополам. Несколько десятков небольших речушек и ручьев впадают в Оскол, делая его всё полноводнее. Сам же Оскол овеян легендами: у его берегов встречался князь Игорь с братом своим Всеволодом перед походом на половцев; на его берегах располагалась столица средневекового татарского ханства Яголдаева Тьма; вдоль его берегов находились монашеские пещерные обители; по Осколу сплавлялся и сам Император Всероссийский Петр I.

Осколье – так называется наш благодатный край меловых холмов и жирных черноземов, расположенный вдоль этой легендарной реки. Осколье (Старооскольский, Чернянский, Новооскольский, Валуйский, Волоконовский районы Белгородчины) стало родиной более двухсот афонских монахов, замечательных церковных деятелей, а также нескольких святых: преподобных, а также мучеников и исповедников ХХ века.

Преподобный Иннокентий, настоятель Рождество-Богородицкой Глинской пустыни, что находится теперь в Сумской области Украины, родился в городе Старый Оскол в 1824 году в дворянской семье и при рождении носил имя Яков Степанов.

Юношей, в 22 года, он оставил родной дом и решил принять иноческий постриг в этой знаменитой своими старцами обители. В те времена и Старый Оскол и Глинская пустынь находились в Курской губернии, и можно сказать, что молодой Яков уехал не так далеко от своего родного города. В Глинском патерике, собрании жизнеописаний подвижников монастыря, так написано о преподобном: «Его славили за любовь, приветливость, милосердие, прозорливость и исцеления. Отец Иннокентий свои подвиги скрывал. Это был великий старец, выше всех других, хотя его считали за обыкновенного. Принесут ему молоко – только попробует; пищу часто брали назад нетронутой. В трапезе тоже вкушал очень мало, только показывал вид, что ест».

В свои 38 лет иеромонах Иннокентий, бывший до этого помощником трех настоятелей (Евстратия, Авксентия и Иоасафа) был выбран братией на должность игумена Глинской пустыни. Во время настоятельства преподобного Иннокентия в монастыре своими подвигами в Глинской пустыни просияли такие старцы и подвижники, как схиархимандрит Илиодор, ризничий иеромонах Гурий, схимонахи Лаврентий, Архипп, Артемий и Евфимий, монахи Досифей благоговейный, Игнатий трудолюбивый, Александр нестяжатель, послушник Прохор юродивый. Преподобный Иннокентий управлял монастырской братией почти три десятилетия: долгие 26 лет.

Преподобный Архипп, схимонах Глинской пустыни (в миру Афанасий Шестаков) был выходцем из купеческой семьи слободы Ездоцкой. Он был современником и почти ровесником преподобного Иннокентия – всего лишь на год моложе. Афанасию было 27 лет, когда он переступил порог монастыря. Перед своим приходом в монастырь он выдержал долгий трехлетний пост.

Первым и самым излюбленным послушанием молодого Афанасия, как, впрочем, и после принятия его в монастырскую братию и после пострига в монашество с именем Архипп, вплоть до самых преклонных лет, была работа в пекарне.

На этом послушании он пробыл долгие 33 года. Только по принятии великой схимы он был освобожден от работ в пекарне, но, однако же, добровольно время от времени приходил потрудиться на свое прежнее место. Всю свою монастырскую жизнь – все 44 года – схимонах Архипп был примером истинного послушания, строгого воздержания и непрестанной молитвы. Как только выдавалась свободная минута – отец Архипп тотчас открывал псалтирь, которую постоянно носил с собой.

Преподобные подвижники Глинской пустыни Иннокентий и Архипп были канонизированы Украинской Православной Церковью в 2008 году. Общая память их совершается в день празднования Собора преподобных Глинской пустыни, 22 сентября, – на следующий день после праздника Рождества Пресвятой Богородицы».

Как рассказывает автор, «Священномученик Василий (в миру Василий Андреевич Иванов) родился в 1875 году в Старом Осколе в семье портного. По окончании Курской духовной семинарии он был рукоположен в священники.

Большую часть своего священнического и предшествующего ему дьяконского служения он совершал в приходах современной Белгородчины: в селе Наумовка Белгородского района, в селе Долбино того же района, селе Ровеньки (современный райцентр в Белгородской обл.). В последнем приходе он прослужил 8 лет – до 1930 года. В этом же году он был арестован и приговорен к десяти годам заключения в концлагере в Хабаровском крае.

Священномученик Александр (в миру Александр Луппович Ерошов) родился тоже на берегах Оскола: в слободе Чернянке в семье крестьян в 1884 году.

Его детской мечтой было посвятить свою жизнь Богу. После окончания школы он уехал в Киев, где поступил в один из монастырских хоров и в 1911 году рукоположен в дьяконы.

Еще через семь лет он окончил пастырские курсы в Харькове, принял сан священника и был направлен служить в родные места: в село Ольшанка Чернянского района. В 1934 году, после шестнадцати лет служения, он был переведен в село Большая Халань соседнего Корочанского района. В 1935 году отец Александр был арестован и приговорен к пяти годам лагерей.

Священномученики Василий и Александр были расстреляны 1 июня 1938 года в тюрьме города Благовещенска вместе с епископом Белгородским Антонием (Панкеевым), первым епископом Старооскольским Онуфрием (Гагалюком) и прочими белгородскими новомучениками и погребены в общей безвестной могиле. Их память совершается 1 июня, в день Собора новомучеников и исповедников Белгородских.

На берегах тихой речушки Мокрый Холок, правого притока реки Оскол, расположилась старинная ремесленная слобода Великомихайловка. Более сорока ее жителей в XIX веке стали черноризцами на Святой Горе Афон. Здесь же, в Великомихайловке, нес свое дьяконское и священническое служение до принятия монашества игумен старинного Белгородского Николаевского мужского монастыря Иоасаф (Юнаков). Здесь же, в Великомихайловке, родился один из последних старцев знаменитой Оптиной пустыни и исповедник XX века преподобный Рафаил (Шейченко).

Родион Иванович Шейченко (так звали в миру преподобного Рафаила) родился в 1891 году и был по своей профессии сапожником, как и его отец. В 22 года он был призван в армию, где во время службы окончил военно-фельдшерскую школу и получил звание унтерофицера. Демобилизовавшись в 1918 году, он попрощался с родными и отправился в Оптину пустынь.

«Ранним майским утром, в расцвете своей весны, подошел я к святым воротам Оптиной пустыни. Котомка странническая тяготила мои плечи, в руках у меня был мой долгий верный спутник – посох. Я нес сюда, к честным стопам старцев, а паче к подножию святого Креста Христова, свою волю, свою юность и жизнь. Я шел сюда – умереть для мира. Я переступил благоговейно святой порог обители и взял свой крест, сказав: Се покой мой – зде вселюся в век века! Кресту Твоему покланяюся, Владыко!» – так писал святой Рафаил Оптинский в воспоминаниях о своем приходе в эту древнюю обитель.

Оптина пустынь была закрыта советскими властями в 1923 году, и монахи, в том числе и послушник Родион, расселились по квартирам в близлежащем городе Козельске. И монашеский постриг, и рукоположение в священный сан он принял уже в условиях гонений на Церковь. В лагерях он провел в общей сложности 19 лет, а когда находился на свободе, то нес послушание приходского священника Благовещенской церкви города Козельска (в течение семи лет). До нашего времени дошли его письма, полные наставлений в духе настоящей христианской любви. Его мощи находятся в Преображенском храме Оптиной пустыни. Память святого преподобноисповедника Рафаила совершается 19 июня».

Оставить комментарий

Наверх