Шаблоны LeoTheme для Joomla.
GavickPro Joomla шаблоны

«Православное Осколье» сняло пятый фильм цикла «Духовные истоки»

http://stal-nevsky.ru/wp-content/uploads/2020/02/DSC_0661.jpgСнят пятый фильм цикла «Духовные истоки» - о храме в селе Дмитриевка, сообщил Информационный Митрополичий центр «Православное Осколье».

В сообщении, подготовленном Александром Гончаровым, говорится, что «При подготовке цикла документальных фильмов «Духовные ключи» съемочная группа ИМЦ «Православное Осколье» собрала немало материалов по истории пяти сельских храмов: Тростенец, Коньшино, Хорошилово, Солдатское и Дмитриевка. И нет ни одного из них, где бы в годы советской власти от репрессий не пострадали обычные сельские священники. Об этом свидетельствуют архивные документы и люди.

Так, путь съемочной группы в Дмитриевку к храму во имя великомученика Димитрия Солунского начался в Белгороде. Необходимо было ознакомиться с документами, хранящимися в областном архиве. Надо сказать, что усилия были потрачены не зря. Выяснилось, что во время Великой Отечественной войны община храма официально была зарегистрирована не в 1944 году, как считалось ранее, а в 1945 году.

Косвенно подтвердились факты, что храм являлся действующим в 1941-1943 годах. Это стало известно из анкет членов приходского совета и ревизионной комиссии. То есть рассказы о том, что службы в Димитриевском храме не прерывались и во время войны, полностью подтвердились.

Вероятно, что храм никогда и не закрывался в годы советской власти, может быть, за исключением короткого периода в 1943 году, когда его использовали в качестве зернохранилища.

Но данный факт говорит не столько о произволе атеистов, сколько о том, что после освобождения села зерно просто негде было хранить: амбары оказались разрушены после военных действий».

Как отмечается в сообщении, «В 1944 году верующие жители села во главе со священником Тихоном Поярковым начинают процедуру регистрации православной общины и передачи ей храма. Сам отец Тихон, выходец из семьи священника, рядовой Красной Армии в 1917-1922 годах, рукоположенный во иереи в 1925 году в возрасте 29 лет священномучеником Петром (Зверевым), архиепископом Воронежским, прослужил в Дмитриевском храме недолго, всего два года. Однако в документе без датировки, приблизительно относящемся к 1970 году, среди списка членов «двадцатки», управляющей приходом, числится Тихон Михайлович Поярков. То есть отец Тихон до глубокой старости не разрывал связи с храмом вмч. Димитрия Солунского в Дмитриевке.

Встречи с местными жителями дополнили картину. Они вспомнили былые годы и поведали о судьбах пастырей, здесь служивших. Дмитриевский храм был возведен в староорусском стиле с использованием декоративной кладки. Построенный в конце XIX столетия на месте обветшавшего старого деревянного, он пережил все тяготы двадцатого века. К сожалению, время не пощадило его: по стенам трещины, пол частично прогнил, требуется ремонт крыши.

Как-то перекликается нынешнее состояние церкви с тем печальным выводом, который делает настоятель иерей Виктор Родинов в справке 1947 года: «Вообще храм в данное время с внешней стороны удовлетворительный. Но при более заботливом отношении мог бы иметь лучший вид». И сегодня скромный сельский приход не может себе позвонить крупномасштабный ремонт».

– Мы разговариваем с людьми, спрашиваем о священнике Никите Котеневе. Этот незаурядный батюшка стал настоятелем храма в 1932 году. Он, будучи человеком искренне верующим, совершенно не думал о принятии сана. Однако священномученик Онуфрий (Гагалюк), первый Старооскольский епископ, сам благословил отца Никиту на служение и рукоположил во священники в 1930 году. Иерей Никита Котенев вместе со своим сыном псаломщиком Феодором во время гонений был арестован по надуманному предлогу в 1937 году. Буквально через два месяца отца Никиту расстреляли, а Феодор Котенев получил восемь лет лагерей. Из заключения он вернулся, жил в селе и похоронен возле храма, - рассказывает Александр Гончаров.

По его словам, «О жизни священника Николая Приклонского, служившего после иерея Никиты Котенева, нам рассказала его внучка – Раиса Ивановна Ахмадеева.

Отца Николая тоже арестовали, а его семья была выгнана из домика священника. Известно, что отца Николая сослали в Сибирь. И ни его жена, ни 15 детей так и не узнали, что с ним стало».

Александр Гончаров пишет: «В послевоенную эпоху священники менялись часто. В 1980 году настоятелем стал отец Стефан Данча, который прослужил в храме 25 лет. Его полюбили прихожане, они неизменно вспоминают батюшку с теплотой в сердцах. Силами прихода он провел отопление, покрасил стены, обновил росписи. Об этом нам рассказала Зинаида Ивановна Какурина. Протоиерей Стефан Данча явил собою пример «пастыря доброго» и чуткого наставника.

Нельзя не отметить школьный музей в Дмитриевке. Его руководитель и учитель географии Анна Ивановна Кудинова ознакомила нас с экспонатами, документами и книгами, рассказывающими о жизни села в разные годы его существования. Особое внимание привлек уголок традиционного крестьянского дома и все, что связано с Великой Отечественной войной. Память о прошлом здесь сохраняется бережно, с любовью. Таким и должен быть подход к истории малой родины.

В поисках интересных фактов мы объехали все село, побывали на заброшенном ныне святом источнике в селе Чужиково – еще в 70-е годы сюда приходил крестный ход, на который собирались жители окрестных сел».

– Думаем, что пятый фильм из цикла «Духовные ключи» о храме в селе Дмитриевка получится содержательным и откроет новые страницы его истории, - уверены Александр Гончаров и «Православное Осколье».

Оставить комментарий

Наверх