Шаблоны LeoTheme для Joomla.
GavickPro Joomla шаблоны

Протодиакон Сергий Епифанцев ответил на вопросы православных

https://pravosk.ru/wp-content/uploads/2021/11/image_2021-11-24_12-55-33.pngИнформационный Митрополичий центр «Православное Осколье» продолжает публикацию материалов в рубрике «Что посоветуете, батюшка?», в этот раз на вопросы отвечает клирик Александро-Невского кафедрального собора протодиакон Сергий Епифанцев.

– Я после Причастия сделала земной поклон в конце службы. Но мне окружающие сказали, что нельзя так делать после Причастия. Теперь переживаю, что, не успев отойти от Чаши со Святыми Дарами, согрешила, хотя и не очень понимаю, почему нельзя было так делать. Как мне исправить свой проступок? Нужно ли исповедоваться в этом?

– Церковный Устав учит нас красоте, единообразию и внутренней логике наших действий в богослужении. “В Церкви все благообразно и по чину да бывает…» (1 Кор. 14:40), – говорит нам апостол Павел. В этой связи существуют правила – когда класть, а когда не класть земные поклоны. Они подчинены принципу, провозглашенному на Первом Вселенском Соборе в 325 году: “Так как некоторые в день воскресный и во дни Пятидесятницы преклоняют колена, то, для соблюдения во всех округах согласия во всем, святой собор определил – стоя возносить (в сии дни) молитвы Богу” (20 правило I Вселенского собора).

Логика такова: есть время для покаяния, а есть время для осознания нашего сыновства Богу, когда нужно напитывать душу другими чувствами, для которых коленопреклонение не требуется. Однако в соборном правиле идет речь об общецерковном устройстве, а не о личном устроении каждого во время келейной молитвы.

Не полагать земных поклонов после принятия Святых Христовых Таин – это не правило и не канон, а благоговейная традиция. Греха в этом никакого нет, но все же впредь стоит ее понять и следовать ей. Исповедоваться в этом, конечно, не нужно.

– Мне несколько раз пересылали сообщения, в которых просят соборно помолиться Господу от избавления от какой-либо напасти. Авторство посланий приписывают обычно насельникам разных монастырей. В конце сообщений обычно есть приписка с просьбой разослать это еще нескольким людям: чтобы молитва была постоянной, чтобы молились всей страной. Я сомневаюсь, что авторы действительно монахи, но ничего плохого в молитве не вижу. Однако не хочется пересылать это послание кому-то еще. Как стоит поступать в таких случаях?

 – Вы представляете себе монахов, которые сидят у себя в обители и пишут “письма счастья” на православный лад? Я с трудом.

У нас есть постоянная единовременная молитва, совершаемая не только в России, но и во всем мире – Божественная литургия. Когда мне присылают такие рассылки, я отвечаю именно так. Конечно, есть еще молитва по соглашению, но ее обычно совершают те, кто тесно общается друг с другом лично, а не просто перекинулся однажды парой сообщений в сети. Молитесь соответственно устроению вашей духовной жизни и не обращайте внимания на такие сообщения.

– Почему Господь сказал такую фразу: «Враги человеку – домашние его»? Что она означает?

– Это слова из Евангелия от Матфея: “Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир Я пришел принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его” (Мф. 10:36). Христос здесь цитирует пророка Михея, который вразумлял иудеев во времена разногласий и вражды: “Не верьте другу, не полагайтесь на приятеля; от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих… враги человеку – домашние его” (Мих. 7:5–6).

Спаситель имеет в виду, что одним из тяжких испытаний для верующего может стать вражда его неверующих родственников.

Действительно, во все времена неверующие к верующим часто относились враждебно, с издевкой. Особенно часто это случается, если речь идет о людях, живущих под одной крышей, но придерживающихся разных взглядов и образов жизни. Как к этому относиться? Замечательно говорит об этом блаженный Феофилакт Болгарский: “Не всегда хорошо согласие: бывают случаи, когда хорошо и разделение. Меч означает слово веры, которое отсекает нас от настроения домашних и родственников, если они мешают нам в деле благочестия. Господь не говорит здесь, что должно удаляться или отделяться от них без особенной причины, – удаляться должно только в том случае, если они не соглашаются с нами, а скорее препятствуют нам в вере».

Оставить комментарий

Наверх