Шаблоны LeoTheme для Joomla.
GavickPro Joomla шаблоны

Митрополит Белгородский рассказал как открывается Жизнь истинная

https://beleparh.ru/images/gallery/21/0055/_dsc8684.jpgМитрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн в своём выступлении на Митрополичьей литературной гостиной рассказал как открывается Жизнь истинная, сообщила Пресс-служба Белгородской митрополии.

В выступлении митрополита Иоанна говорится: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. (Евр. 4,12).

Природа человека двойственна. Он – единственное творение, которое принадлежит двум мирам. С одной стороны, мы принадлежим земле, из неё взяты, и в этом смысле ничем не отличаемся по своему составу от каких-нибудь, например, камней, потому те же самые элементы, из которых состоят они, содержатся и в нас. Мы сродни животным, всей живой природе, вместе с которой были сотворены в начале. Как сказано: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою». (Быт. 2:7). Однако, после совета святой Троицы человек  обретает Дух Божий: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1:26). Человек стал образом и подобием Божиим.

Две первые фундаментальные основы человека – тело и душа, всё это принадлежит Земле. А вот третья – дух, обитающий в человеке, – это то, что принадлежит Небу.

Но в человеке всё время происходит столкновение между этими природами – земной и небесной. И даже выстраиваются разные конфигурации человека. Об этом писал святой архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) в своей знаменитой работе «Дух, душа, тело». Если человек духовен, то вначале возвышается и главенствует дух, потом душа, тело. Если человек просто душевен, то всё в одной горизонтали – дух, душа, тело. Если же плотский, страстный, то на первом месте главенствует плоть, а душа и дух где-то там внизу.

Человек – это Микрокосмос (от греч. μικρός, «малый», и от греч. κόσμος, «порядок», «мир», «вселенная»). Это маленькая планета, которая способна вместить в себя весь космос, который есть Макроантропос (от греческого μάκρος, «большой», «длинный», и от греч. Άνθρωπος, «чeловек»).

И когда в микрокосмос входит макроантропос, тогда происходит процесс познания.

Познания настоящего, истинного, не придуманного. Ведь процесс познания – это, прежде всего, преодоление стереотипов.

И мы порой не замечаем, как это с нами случается: появляются на мысли, будто что-то такое с нами уже было, где-то мы это уже видели. И мы не можем понять – откуда это. А это как раз и есть момент соприкосновения с Космосом как Макроантропосом.

Если вспомнить – как это осуществляется… Менделеев свою таблицу увидел во сне. Вивальди, будучи католическим священником, свою музыку иногда сочинял во время совершения мессы: вдохновение вдруг накрывало его, и он не мог справиться с ним, подходил к нотному листу  и записывал – и все знали, что в этот момент его лучше не трогать. Он запишет и служит дальше. 

По сути, творчество человека есть соработничество Богу. И это соработничество осуществляется как вхождение в нас Макроантропоса (космоса и Неба). А мы можем его вместить. Мы так устроены.  

Когда Бог сотворил человека, Он дал ему возможность  быть центром  Вселенной. «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею]» (Быт. 1: 28).

Адам мог созерцать Бога, он знал существо вещей и каждой вещи давал название, то есть устанавливал господство над ними.  Созерцая Бога, он был способен вместить Его откровение и благодать. Но как только Адам согрешил, то способность эту сразу утратил.

И что дальше? Дальше происходит самое удивительное.

Мы очень часто спрашиваем: за что нам эти природные катаклизмы и прочие напасти. Как объясняет Симеон Новый Богослов: всё творение ожесточилось против человека, и все хотели его уничтожить. Потому что установленный Творцом центр мироздания должен был нести благо и свет. Но согрешивший Адам на это уже был неспособен – у него  началось помутнение сознания. Он стал прятаться от Вездесущего Бога. «Адам, Адам, где ты?» А он в кустах сидит. Как будто от Бога можно спрятаться. И вот всё творение начало мстить Адаму. И только Один Бог защитил его. Он дал ему в пищу животных, сделал ему опоясание, научил защищаться. Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, по воле покорившего её, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне. (Рим. 8:19-22).

И с тех пор человек начинает искать пути возвращения этой способности – созерцать Бога. Но это невозможно – природа человеческая уже исковеркана грехом. И что тогда предпринимает Бог? Он посылает Сына Своего Единородного Иисуса Христа, чтобы был новый Адам и новое человечество, и это новое человечество называется христианами.  

Мы сегодня упрощаем свою жизнь, но так, что, можно сказать, её опошляем. Ведь человек способен на значительно большее, чем тот, кого из него сейчас пытаются сделать.

Недавно мне пришлось участвовать в одной дискуссии и услышать вопрос: чем андроид отличается от человека?  И я ответил, что только одним: у нас есть хаос. А хаос бывает двояким. Бывает хаос распада, и бывает хаос как состояние, из которого творится великое. Чтобы сотворилось великое, нужна божественная энергия – Слово. Логос божественный. Это Христос. Поэтому когда Христос говорит «Аз есмь путь, истина и жизнь» (Ин. 14:6), Он предлагает нам, чтобы Он вошёл в нас. Потому что через Него творится этот Макроантропос, весь космос и сотворены мы.

Бог Словом сотворил Вселенную и Человека, Логосом божественным – Христом. И когда Он к нам входит (а мы можем Его впустить, главное – место в душе освободить, выкинуть оттуда грехи), тогда хаос наш преображается в познание Истины, и открывается истинная жизнь». 

Оставить комментарий

Наверх