Шаблоны LeoTheme для Joomla.
GavickPro Joomla шаблоны

О воспитании детей на принципах православной педагогики рассказала педагог театральной студии православного детского сада

https://beleparh.ru/media/zoo/images/img_20221124_164128_bf2a86c782e89ee5031f7b7aacbde0d4.jpgО воспитании детей на принципах православной педагогики в публикации Пресс-службы Белгородской и Старооскольской епархии рассказала педагог театральной студии православного детского сада, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и теологии НИУ БелГУ Яна Сергеевна Перепелкина.

 

Яна Сергеевна поясняет: «Все мы прекрасно знаем, что основа человеческого характера, его мировоззрения и ценности, закладываются в раннем детстве. Именно поэтому педагоги и психологи всего мира едины во мнении о важности дошкольного возраста для будущего ребенка. В первую очередь на склад личности влияют родители, их отношения в семье и отношение к ребенку, затем, безусловно, общество которое его окружает, в том числе в дошкольном учреждении. И если как родители мы можем вносить коррективы в свой подход к воспитанию, то устанавливать правила в детском саду не получится. И здесь вопрос не только прав, но и отсутствие у нас профессионального образования и опыта общения с детьми в группе. Поэтому история с садиком у всех своя. Естественно разной эмоциональной окраски».

Автор сообщения пишет: «Мне хочется поделиться своей личной историей нашей дошкольной жизни. Помимо того, что я преподаватель кафедры философии и теологии НИУ БелГУ, я мама замечательной дочки 7 лет. В садик мы пошли в 2,5 года и сразу как-то не заладилось. Надежда была на адаптацию, но нет. Дочка очень ранимая, привыкшая к мягкости и компромиссу.  Каждый поход в сад со слезами и отсутствием желания.

У нас не было праздников, потому что она не могла оторваться от меня и выступить. Не было радости праздника ни у меня, ни у нее. Только слезы и стресс. Я конечно понимала, что это особенность моего ребенка и нельзя винить сад и воспитателей, потому что их труд просто огромный несравнимый ни с чем. Со временем мы просто смирились с этим фактом. Ходили из необходимости, компенсируя эмоции в иных местах.

Будучи сама верующей, я старалась с рождения знакомить ее с христианством. Мы не пропускали Причастие, и к трем годам уже пели Отче наш. Я никогда не настаивала и не заставляла молиться, просто иногда предлагала, а она соглашалась. Но и отсутствие желания и терпения, как у любого ребенка, наблюдалось довольно часто.

Обстоятельства так сложились, что нам нужно было перейти в другой сад, из-за расположения, и я, будучи противницей таких перемен, все же решилась. Конечно же, сразу вспомнился православный детский сад «Покровский», который как раз находится рядом с одним из корпусов НИУ БелГУ. Я обратилась к заведующей Эмилии Николаевне Демченко, и нас взяли.

Вот уже почти пол-года дочка посещает это удивительное место». 

Яна Сергеевна подчёркивает: «И я не могу удержаться от желания рассказать о своих эмоциях и чувствах, которые мы вместе переживаем в это время. А самое главное из чувств – сожаление о том, что мы не пришли сюда раньше.

Недавно у нас в садике был праздник посвященный Дню матери. Я очень переживала, имея негативный опыт праздников. И о чудо, я наблюдаю совершенно раскрепощенную, улыбающуюся дочку, свободно танцующую и поющую, с улыбкой и радостью участвующую в празднике, а не бегущую со слезами от волнения ко мне. 

Для меня это было настоящее чудо, чудо тонкого педагогического подхода руководителей, воспитателей и преподавателей, которые смогли найти эту тонкую грань между строгостью, дисциплиной и мягкостью, добротой...

Я сама работаю в том числе с детьми, и сама понимаю, насколько это сложно. Это не просто способность, это талант, дар от Бога, позволяющий чувствовать маленького человека, понимая и принимая его».

Автор сообщения отмечает, что «Особенность и отличие сада «Покровский» от иных светских в том, что воспитание здесь строится на принципах православной педагогики. Дети молятся, слушают рассказы о Боге, святых и подвижниках. Прямо в саду есть храм, где совершаются богослужения и детки Причащаются. И если вы раньше встречали в храмах орущих и бегающих детей, то здесь все иначе. В храме ребенок лишь зритель, ему скучно, он не может внимательно и тихо себя вести. Здесь же малыши – непосредственные участники богослужения. Если бы вы видели, как серьезно они стоят и ждут Причастия. Нет не то что крика, но даже шепота. Их научили серьезному отношению к службе, вниманию и ответственности, как у взрослых. Их поведение совершенно естественно».

Яна Сергеевна Пересыпкина рассказывает: «Однажды дома я увидела дочку стоящей перед иконой Божией Матери, естественно я спросила, что она делает. Ответ меня впечатлил до глубины души: я молюсь главной Маме на свете, о том, чтобы у всех было все хорошо". Я как родитель, не смогла ее к этому подвести, понимая, что могу что-то сделать не так, ждала, когда у нее появлялось желание выполнить мою просьбу помолиться. А здесь, она молится сама, проявляя внимание и осознанность.

Как педагог, преподаватель я понимаю, почему это так происходит. Она находится в коллективе таких же, как она детей, где все они молятся, где молитва происходит не по принуждению, а со вниманием и благочестием. Дети очень отзывчивы на проявление чувств, они более чем мы готовы ответить на желание сердца. Они ещё не очерствели как мы. У них чистые сердца и души. Они как чистые листики, на которых мы должны им помочь написать их пока ещё маленькую жизнь. 

Конечно, мне сложно судить о каждой садиковской группе, которые, кстати сказать, называются здесь не по сухим и скучным номерам, а веселее: «Солнышко!», «Пчёлки», «Топтыжки», но я уверена, что концепция и подход, одинаков везде. Мы попали в «Почемучки», чему невероятны рады и счастливы. Воспитателям (Ельчищева М.С. и Пискунова Т.В.) удается грамотно и профессионально взращивать в детях зёрнышки веры, человечности, взаимности, находить выход из ссоры, выстраивать диалог. Ведь это на самом деле очень хрупкий хрустальный сосуд, требующий тонкого баланса и равновесия.  Безусловно, секрет кроется в твердой уверенности самих педагогов в Боге, Его благоволении к нам, и необходимости согласия с Его волей.

Дети закончат детский сад. Войдут во взрослую весьма агрессивную жизнь, где столкнутся с массой зла, несправедливости и порока, но та основа, тот фундамент, который они получили здесь, в саду, будучи маленькими, никогда не исчезнет. Это станет стержнем их личности, веры, а значит основой благополучия и глубины духа, проявляющегося в нравственности и морали. 

Мы сейчас живём в совершенно непредсказуемой, а порой откровенно опасной ситуации. Нам зачастую страшно за детей, за то, как они будут жить в условиях повсеместной агрессии, духовно-нравственного кризиса, упадка семейных ценностей, а также искажения семейных отношений. В таких условиях сложно сохранить свою собственную душу, не замарать ее, не погубить.

Ведь самое главное сейчас, в нашем мире – это оставаться человеком! Сохранить милосердие, соучастие и любовь друг к другу. Это то, что позволит нам не погибнуть в пучине современности.

И пусть кому-то эти слова покажутся громкими, но они абсолютно искренние, они из самого сердца. Для меня и для моего ребенка детский сад «Покровский» – это маленький, но такой прочный островок добродетелей, где одна из главных добродетелей представлена в самом наивысшем свете – это добродетель любви, любви к Богу, миру и маленьким детям, маленьким, но уже таким искренним христианам!

Они – наше будущее. И пусть эти огонечки веры, сохранятся у них на всю жизнь, продолжая гореть в их потомках, не угасая во век!».

Оставить комментарий

Наверх