Шаблоны LeoTheme для Joomla.
GavickPro Joomla шаблоны

«Православное Осколье» рассказало о судьбе Ивана Солоневича, автора «Народной монархии», к 129-летию философа

http://stal-nevsky.ru/wp-content/uploads/2020/11/%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F-1.jpgИнформационный Митрополичий центр «Православное Осколье» опубликовал сообщение ко 129-му дню рождения православного философа и публициста Ивана Лукьяновича Солоневича.

В сообщении, подготовленном Александром Гончаровым, говорится: «В конце XX столетия в Россию стали возвращаться уникальные архивы и труды людей, не принявших революцию 1917 года и советскую власть, творивших и скончавшихся на чужбине. Постепенно мы стали знакомиться с сочинениями философа и публициста Ивана Ильина (1882-1954), писателей Ивана Бунина (1870-1953), Ивана Шмелева (1873-1950) и многих других…

«Православие светло и приветливо… Русский язык, кажется, единственный язык в мире, который в слово «правда» вложил два по существу противоположных смысла: «правда» – это то, что есть, действительность, факт. И «правда» – то, чего нет, чего еще нет, но что должно быть. Правда свидетельского показания о настоящем и правда Божьего обещания о будущем сливаются в одно слово и почти в одно понятие. И русский православный народ веками и веками работает для этого слияния: для превращения Божьей правды в правду реальной действительности», – эти слова принадлежат русскому журналисту, историку и писателю Ивану Лукьяновичу Солоневичу (1891-1953), которого гражданин Российской Федерации XXI века знает плохо или не знает вовсе».

Автор сообщения отмечает, что «Убеждения Солоневича далеко не всякому придутся по вкусу. Они не вписываются в идеологические схемы и трафареты. Русскую историю Иван Солоневич рассматривал исключительно с русской и православной точки зрения. Он не считал, что революция являлась неизбежной и вытекала из неких законов всемирного исторического процесса. В эмиграции сам для себя Солоневич сделал «страшное открытие», «…оно давало совсем иной ответ на вопрос о причинах революций, чем тот, какой мы привыкли давать на экзаменах по истории, политической экономии, философии и другим смежным доктринам современной социальной астрологии. Этот ответ говорил, что социальная революция есть прорыв к власти ублюдков и питекантропов… Что социальная революция устраивается не «социальными низами», а биологическими подонками человечества. И не на пользу социальных низов, а во имя вожделений биологических отбросов».

Как сообщает «Православное Осколье», «Основными признанными работами Солоневича считаются «Россия в концлагере», «Диктатура слоя», «Белая Империя», «Великая фальшивка Февраля», роман «Две силы» и, конечно, «Народная монархия». Самый главный труд жизни Ивана Лукьяновича Солоневича – «Народная монархия» – был завершен только в Южной Америке, а последняя часть его вышла после смерти автора в 1955 году.

Солоневич создавал «Народную монархию» для тех, кто любит Православную Россию, кто хочет, чтобы она развивалась независимо и честно, чтобы никогда больше в стране не разворачивались кровавые революции и гражданские войны.

Иван Лукьянович считал, что никакая демократия, обустроенная по чужим лекалам, не даст русскому народу решать свою судьбу самостоятельно. Русская монархия мыслилась Солоневичем как союз царя и народа, без всякого «средостения» в виде правящего сословия, преграждавшего общение самодержца и простых людей.

Солоневич в «Народной монархии» (как и в других своих книгах и статьях) утверждает, что без Православия само существование России нельзя даже и вообразить. Но Православие не замыкается лишь на нашем государстве. Оно гораздо шире, ибо в Церкви виден сам Господь наш Иисус Христос: «Православие – не только догматически, но и практически – выступает в мире как религия наибольшей человечности и наибольшей любви. Как религия наибольшей надежды и наибольшего оптимизма. Православие оптимистично насквозь, и учение о Богочеловеке есть основной догматический опорный пункт этого оптимизма: Бог есть абсолютная Любовь и абсолютное Добро, и между Богом и человеком есть нерушимая непосредственная личная связь – ибо Бог, как и человек, есть ЛИЧНОСТЬ, а не слепая сила природы. Человек, следовательно, в этом мире не одинок. И не бесцелен».

Солоневич находит русскую духовную силу именно в Православии: «Будущее все равно принадлежит дружбе и любви – зачем торопить их злобой и ненавистью? Мы все равно сильнее других – зачем культивировать чувство зависти? Ведь наша сила – это сила отца, творящая и хранящая, а не сила разбойника, грабящего и насилующего. Весь смысл бытия русского народа, весь «Свете Тихий» Православия погибли бы, если бы мы хотя бы один раз, единственный раз в нашей истории стали бы на путь Германии и сказали бы себе и миру: мы есть высшая раса – несите к ногам нашим всю колбасу и все пиво мира…».

Александр Гончаров поясняет, что «Россия по Солоневичу – православная страна, которая осознает свою оригинальную жизнь по-своему. Россия не принадлежит ни Европе, ни Азии. Она – целый мир, великая цивилизация, отличающаяся от рядом лежащих миров и цивилизаций. И выстоявшая перед враждебным натиском только потому, что имеется особый Божий Промысел о России.

Неслучайно Солоневич нередко цитирует слова полководца Александра Васильевича Суворова: «Мы – русские! С нами Бог!» Русские «…защищали самих себя. Защищали и против Азии, и против Европы. Европа собиралась нас съесть точно так же, как собиралась и Азия. Неудача никак не зависела ни от азиатских, ни от европейских дружественных чувств по нашему адресу…».

«Православное Осколье» рассказывает, что «Левые» давно уже объявили Солоневича «фашистом» и «черносотенцем» (за приверженность России, монархии и Православию), а «правые» – «коммунистом» и «чекистом» (за любовь к «черному» народу, а не «белой кости» – аристократии). И на этом успокоились. Ярлычки приклеены, и бабочка по имени «Иван Солоневич» надежно пришпилена булавочками в коллекции политических врагов. И его противников не смущают ни заключение в советском лагере (из которого он сбежал вместе с сыном Юрием и братом Борисом в Финляндию), ни ссылка в Германии за то, что предрек еще в 1941 году крах немецкой армии.

Солоневич был слишком неудобен и либерально-консервативной эмиграции из России и социалистам всех мастей, ибо он всегда стоял горой за Православие и свободу «русского мужика», а следовательно, был против помещичьего землевладения и против колхозного строя…».

Александр Гончаров пишет, что «Идеологические воззрения Ивана Лукьяновича возникли как следствие его непростой судьбы, порой напоминающей авантюрный рассказ.

Он родился 13 ноября 1891 г. на территории Гродненской губернии Российской империи в «мужицко-поповской семье». Отец, Лукьян Михайлович Солоневич, прошел путь от сельского учителя до редактора газеты «Северо-Западная жизнь», одной из крупнейших в Белоруссии. Мама, Юлия Викентьевна, была дочерью православного священника. Так что тяжелую жизнь крестьянина и сельского духовенства Иван Солоневич знал не понаслышке – большинство родственников принадлежало к этим сословиям. Так он рисует быт обычного священника, проживающего вдали от городской черты: «…огромная семья, босоногие мальчишки, которых нужно обуть, чтобы отправить в семинарию; босоногие девчонки, которых нужно одеть, чтобы отправить в епархиальное училище и потом выдать замуж. На обед ведро картошки, кусок масла и полведра огурцов: нужно Степушку снаряжать в семинарию».

Свое воспитание в семье сам И. Л. Солоневич называл «религиозно-консервативным» и благодарил родителей за него. Так что соблазны революционной деятельности и насаждаемого интеллигенцией атеизма Ивана не затронули совсем. Когда его сверстники боролись с царским режимом, Солоневич профессионально занимался спортом, учился и работал.  Свою журналистскую деятельность он начал в редакции газеты «Северо-Западная жизнь», помогая отцу.

Иван Лукьянович сумел поступить в Петербургский университет. Его однокурсником являлся поэт и путешественник Николай Степанович Гумилев. Однако высшего образования Солоневичу, как и Гумилеву, получить не довелось. Помешали нехватка средств, Первая мировая война, а затем и революция. Перспективная спортивная карьера тоже не задалась: в 1914 году Иван Лукьянович занял второе место на всероссийских соревнованиях по поднятию тяжестей. Но пришли иные тяжести – мятежи, голод, эпидемии – навалившиеся на всю страну, поднять которые за счет одной только физической силы уже было невозможно.

В столице Российской империи Иван Солоневич успешно трудился в самом популярном издании того времени – газете «Новое время», где неоднократно пересекался с выдающимся журналистом М. О. Меньшиковым и великим русским философом В. В. Розановым. Газета «Новое время» занимала позиции защиты самодержавия и Православия. Подобная позиция полностью соответствовала представлениям самого Солоневича».

Александр Гончаров обращает внимание на то, что уже «Февральскую революцию 1917 года Иван Лукьянович не принял.

В самый разгар событий Солоневич оказался в гуще народа. Он ходил и ездил по Петербургу, переименованному в Петроград, и все разворачивалось на его глазах. Итогом наблюдений за революционным брожением масс и предательством элиты стала книга И. С. Солоневича «Великая фальшивка Февраля», где он четко назвал вещи своими именами: «…русская революция не имела никаких оправданий – ни моральных, ни социальных, ни экономических, ни политических. Её устроил правящий и ведущий слой – университетская, военная, земельная и финансовая знать. И каждая в своих узкоэгоистических интересах». 

Октябрь 1917 года привел к тому, что Иван и два его брата, Всеволод (1895-1920) и Борис (1898-1989), оказались в рядах Белого движения.   

Гражданская война отплатила им сторицей. Правда, настигла братьев Солоневичей не пуля, а сыпной тиф. Всеволод умер, а Иван и Борис выжили, хотя и находились на самом краю смерти. Эвакуироваться вместе с белыми Солоневичам не удалось. Пришлось кое-как устраиваться жить в Советской России. Они занялись работой по организации и пропаганде спорта. В 1928 году Иван Солоневич выпустил брошюру «Самооборона и нападение без оружия», которую распространяли среди сотрудников НКВД. Впрочем, в советскую эпоху, вплоть до 1991 года, никто не собирался вспоминать, что у истоков борьбы самбо стоял «антисоветчик» Солоневич.

В 1932 году младший брат Ивана, Борис Солоневич, был арестован по делу нелегального скаутского движения, но его отпустили, оставив под подозрением. Данное событие и привело к попыткам побега Солоневичей из СССР.

В 1933 году при неудачном бегстве из страны Советов Иван Солоневич с сыном Юрием и Борис Солоневич с женой Ириной были схвачены и осуждены. Иван, Борис и Юрий попали отбывать срок в лагеря «Беломорско-Балтийского комбината». И вот оттуда им удалось в конце июля 1934 года уйти в Финляндию через болота и леса.

В 1936 году И. С. Солоневич издает книгу «Россия в концлагере», перебирается в Болгарию и начинает выпускать газету «Голос России». Антисоветская деятельность Солоневича была признана опасной НКВД. 3 февраля 1938 года в результате террористического акта при взрыве в редакции «Голоса России» погибли жена Ивана Солоневича, Тамара, и секретарь Николай Михайлов. Иван Лукьянович вынужденно перебирается в Германию. После же окончания Второй мировой войны, в 1948 году Солоневич уезжает из Европы в Аргентину.

До конца своих дней Иван Солоневич мечтал вернуться домой, но это ему сделать было не суждено. Он скончался во время операции в итальянском госпитале в Уругвае и похоронен в соответствии с православными традициями в этой столь далекой от Родины стране».

«Грешный раб Божий Иван Солоневич ушел ко Господу. Нам же осталось его наследие в виде книг, статей и мыслей. Главное — его понять и принять. Наследие русского разума и православного сердца…», - подчёркивает Александр Гончаров.

Оставить комментарий

Наверх