Шаблоны LeoTheme для Joomla.
GavickPro Joomla шаблоны

«Православное Осколье» рассказало об архимандрите Варнаве (Дробышеве), духовнике и ректоре

https://pravosk.ru/wp-content/uploads/2021/09/bezymjannyj-1536x868.jpgИнформационный Митрополичий центр «Православное Осколье» рассказал об архимандрите Варнаве (Дробышеве), духовнике и ректоре.

 

В сообщении, которое подготовил священник Владимир Русин, говорится, что «Оскольская земля богата не только рудой, но и одаренными людьми. Эта аксиома, не требующая доказательств, многократно доказана коллегами. Журналисты в Старом Осколе от дефицита героев никогда не страдали.

Однако есть в калейдоскопе ярких личностей те, о ком писать особенно трудно. Их жизнь не столь богата внешними событиями, но их влияние на судьбы других людей трудно переоценить. Это духовные наставники.

Самый известный в этом ряду – иеросхимонах Иероним (Соломенцов Иван Павлович). Родившись в 1806 году в семье старооскольского купца, он полвека подвизался на Афоне, где нес послушание духовника Свято-Пантелеимонова монастыря.

На далеком севере в знаменитом Соловецком монастыре духовно возрастал другой уроженец Старого Оскола – иеросхимонах Анатолий (Хлебников Александр Михайлович). Вступил он на узкий путь иночества после воинской службы в 1884 году, за год до смерти отца Иеронима. Словно спешил мобилизоваться на духовный фронт.

После превращения Соловецкой обители в лагерь принудительных работ отец Анатолий по благословению своего духовника вернулся в родной город, чтобы обратить поникшие взоры земляков от земли к небу. Среди духовных чад иеросхимонаха Анатолия был сам священномученик Онуфрий (Гагалюк) в бытность свою епископом Старооскольским. Владыке Онуфрию довелось и погребать старца, почившего ранней весной 1933 года.

А через шесть лет в великий праздник Рождества Христова в Старом Осколе родился младенец Василий Дробышев, которому в бурные годы возрождения духовной жизни суждено было принять монашество с именем Варнава и исполнять обязанности духовника Курской епархии. И даже быть (уже в сане архимандрита) ректором Курской духовной семинарии с 1996 по 1999 годы.

Павел Дробышев, отец будущего архимандрита, работал кровельщиком на железной дороге и скончался в 1944 году, когда сыну было всего пять лет. Религиозность Василия ни для кого не была секретом. Опекавшие его родные опасались, что частые посещения им церкви принесут неприятности. Молодой человек, не желая огорчать ближних, но и не в силах пропустить богослужение, все-таки шел в храм, закрывая лицо, чтобы не узнали. Ну, конечно же, его узнавали».

Отец Владимир напоминает, что «Многие старооскольцы еще помнили пламенные проповеди священномученика Онуфрия, встреча с которым перевернула их жизнь. Память о святом они пронесли через все годы гонений и передали последующим поколениям, обретавшим веру уже в более благоприятные времена. Слышал о  святом  архиерее и Василий Дробышев. Вера будущего архимандрита росла и закалялась в среде духовных чад священномученика Онуфрия. Но и ему пришлось испытать давление атеистической среды.

В первый  класс  Василий пошел в 1947-м в начальную школу № 2. А завершил учебу в 1957 году, будучи учеником школы № 15. Интересно, вспоминают ли сейчас там этого незаурядного выпускника?

Когда пришло время армейской службы, верующего новобранца решили отправить подальше от религиозных центров – на Дальний Восток. В том далеком краю, как мы теперь знаем, завершил свой мученический подвиг священномученик Онуфрий.

Служил Василий Дробышев с 1958-го по 1961 год. А через два года после демобилизации, в разгар хрущевских антирелигиозных гонений поступил в Ленинградскую духовную семинарию. Затем  и  в  духовной академии учился. Был однокурсником будущего Патриарха Кирилла.

Василий Дробышев окончил курс духовной академии по первому разряду в 1971 году, защитив курсовое сочинение по теме «Предсказания о Мессии-Христе по книгам малых пророков (экзегетическое исследование)». Для полного раскрытия темы выпускнику пришлось делать переводы с немецкого, поскольку многие книги германских библеистов на русский язык еще не переводились. Из стройного ряда пятерок в дипломе Дробышева выпадают лишь две четверки: по литургике и… Конституции СССР. Да, был и такой предмет в духовных академиях в советское время.

Шесть лет после академии Василий Павлович нес послушание псаломщика. Служил во Введенском храме Курска. Лишь 20 января 1977 года архиепископ Курский Хризостом рукоположил Василия Дробышева, давшего обет безбрачия, в сан диакона к этому же храму. А 25 июня того же года – в сан пресвитера и назначил настоятелем Богоявленского храма в селе Быки Курчатовского района. С 25 февраля 1980 года по 16 сентября 1985 года отец Василий Дробышев был настоятелем Троицкого храма в городе Щигры. Затем два месяца был настоятелем Троицкого храма в городе Обояни и назначался благочинным Обоянского округа.

С 20 ноября того же года переведен в Иоанно-Богословский храм села Ноздрачево. А с 13 февраля 1987-го возвращен в Курск, в Сергиево-Казанский собор. Сначала просто клириком. Затем, с 19 июля 1990 года, ключарем. А с 18 сентября 1993 года – настоятелем. 6 марта 1988 года отец Василий был возведен в сан протоиерея, 2 апреля 1990 года награжден крестом с украшениями. В эти же годы он назначался духовником епархии».

Как рассказывает отец Владимир, «К Пасхе 1995 года архиепископ Ювеналий просил Патриарха о награждении протоиерея Василия Дробышева митрой и дал ему такую характеристику: «По характеру о. Василий спокойный, уживчивый с братией, является духовником епархии и достоин быть избранным на Архиерейские служения». Владыка Ювеналий недвусмысленно намекал о необходимости иметь помощника, викарного епископа. Впрочем, очевидцы рассказывают, что отец Варнава, когда перед ним открывалась перспектива рукоположения во епископа, терял свой обычный покой. Всеми силами своей души он сопротивлялся столь высокому послушанию, и чаша сия миновала его.

Семинаристы того времени очень любили отца Варнаву. Он являл пример духовной сосредоточенности. Однако административными обязанностями тяготился, и это не могло скрыться от глаз правящего архиерея. Уже с 1998 года владыка Ювеналий стал подыскивать отцу Варнаве замену.

Новым ректором Курской семинарии мог стать будущий архиепископ Гаагский и Нидерландский Елисей (Ганаба). Его владыка Ювеналий предлагал рукоположить во епископа Обоянского, викария Курской епархии. Однако Святейший Синод остановился на другой кандидатуре, предложенной архиепископом Ювеналием – протоиерее Михаиле Шурпо.

А отец Варнава вновь стал духовником. К нему на исповедь приезжали священники всей Курской епархии. Преставился архимандрит Варнава (Дробышев) 13 декабря 2012 года, будучи насельником Коренной пустыни. Там он и похоронен.

«Отец Варнава останется в памяти верующих как смиренный и добрый пастырь, усердный молитвенник и утешитель во многих скорбях и бедах», – отозвались на его смерть «Курские епархиальные ведомости».

«Должны хранить память о нем и старооскольцы… Будете  паломничать в монастырь Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь, не забудьте проведать могилку земляка», - подчёркивает священник Владимир Русин.

Оставить комментарий

Наверх