Шаблоны LeoTheme для Joomla.
GavickPro Joomla шаблоны

Протодиакон Сергий Епифанцев объяснил можно ли молиться «про себя»

http://pravosk.ru/wp-content/uploads/2022/07/photo_2022-03-15_11-43-49-e1658385866632.x85046.jpgИнформационный Митрополичий центр «Православное Осколье» продолжает публикацию материалов в рубрике «Что посоветуете, батюшка?», в этот раз на вопросы отвечает клирик Александро-Невского кафедрального собора г. Старый Оскол протодиакон Сергий Епифанцев. 

 

– Обязательно ли произносить молитвы вслух или допускается молится «про себя»? Мне часто хочется успокоить себя молитвой в разных ситуациях, но не хочется делать это на людях, а уединится не всегда есть возможность. Например, в поездке в автобусе или на работе в офисе. Даже иногда не хочется делать это на виду у домашних, чтобы не беспокоить их и не отвлекаться самой. Поэтому я нередко молюсь «про себя»: иногда по молитвослову, иногда проговариваю мысленно то, что знаю наизусть, а бывает и обращаюсь к Богу и Его святым своими словами. Не считается ли это небрежением в молитве?

– Молиться «про себя» можно. Молиться вслух – прекрасно. И вообще молиться – это чудесно. Для христианина молитва как воздух. Интересно, что ваш вопрос имеет серьезный исторический бекграунд: письменность появилась много тысячелетий назад, но все эти долгие годы, столетия образованные люди читали вслух.

Традиции чтения «про себя» не больше трех сотен лет. Святой Иероним Стридонский, который перевел Библию на латынь, скорбел, что дело перевода идет медленно из-за болей в горле: ему тяжело было помногу читать. Чтение без проговаривания вслух было диковинкой и даже считалось странностью. В своей «Исповеди» блаженный Августин описывает привычки святителя Амвросия Медиоланского: «Когда Амвросий читал, его глаза бегали по страницам, сердце пыталось постичь суть, но голос и язык молчали. Мы нередко заставали его за этим занятием (любой мог войти к нему без доклада), и он всегда читал в этой манере — молча и никак иначе».

Но одно дело чтение, а другое – молитва. Православная аскетика советует не создавать мысленных образов, а погружать ум в слова молитвы. Очень хорошо, когда перед глазами есть текст, даже если вы знаете все наизусть. Относитесь к молитве не как к вычитыванию или технике (упаси Бог!), а как к разговору с любящим Отцом. Знаете, бывает так что вы с любимым человеком все знаете друг о друге, вам не о чем просить и может даже не хочется ничего рассказывать. Вы просто вместе и вам хорошо от этого. Молитва – это возможность остаться наедине с любящим и любимым Богом, а как вы будете это делать – дома или на ходу, по книге или по памяти, вслух или про себя – не важно.

– Исходя из притчи о Страшном Суде (Мф.25:31-46), люди спасаются исключительно добрыми делами. Зачем тогда нужна религия?

– Евангельское повествование о Страшном Суде – это не притча, не иносказание. Христос говорит нам о том, чего Он ждет от нас, какими Он хочет нас видеть. Когда законник спрашивает Спасителя, какая заповедь наибольшая в законе, Он отвечает, что это заповеди о любви к Богу и ближним.

В Евангелии о Страшном Суде мы видим, как соблюсти эти заповеди: каждого нуждающегося встречать как Самого Христа. Это не значит, что нужно относиться к добрым делам, как к заслугам, за которые мы получим «небесные бонусы». Увидеть в человеке Христа – значит увидеть в человеке Человека. Не социальную роль, не набор функций, а душу и дух. Такого, каким его видит и любит Бог. И тогда Господь оказывает нам честь: дает возможность быть Его руками в жизнях других людей. Конечно, это описание не означает, что все остальное – не нужно. Про две заповеди о любви Господь говорит, что в них «весь закон и все пророки». Это же не значит, что закон и пророки не нужны. Напротив, они существуют ради этой любви. Так и здесь: заповеди, все Божественное откровение дано нам для того, чтобы мы смогли полюбить Бога всем сердцем и ближнего как самого себя.

Оставить комментарий

Наверх