Шаблоны LeoTheme для Joomla.
GavickPro Joomla шаблоны

В Великий четверг Глава Белгородской митрополии совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Белгорода

https://beleparh.ru/templates/yootheme/cache/_dsc4727_050f8bfb6bd5b7061dd7a9191e8781ae-a2dbcb5c.webp21 апреля, в Великий четверг Страстной седмицы, Глава Белгородской митрополии совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Белгорода, сообщила Пресс-служба Белгородской и Старооскольской епархии.

 

Преосвященному архиерею сослужили: настоятель собора протоиерей Олег Кобец и клирики собора.

Согласно Евангельскому повествованию в этот день Христос установил Таинство Евхаристии (причастия) во время Тайной Вечери с учениками. Традиционно православные стараются причаститься в этот день и приводят в порядок свои жилища. Также в этот день православные начинают выпекать куличи.

После заамвонной молитвы митрополит Иоанн вышел из алтаря на кафедру, а затем из алтаря вышли 12 священников, севших на солее. Преосвященный Владыка снял с себя верхнюю часть облачения: омофор, саккос и палицу, после чего препоясался лентием (длинным белым полотенцем) и по очереди умыл ноги одиннадцати священникам. Двенадцатый священнослужитель, по чину символизирующий апостола Петра, сначала отказывается от умовения, но потом, после евангельских слов «Аще не умыю тебе, не имаши части со Мною», просит омыть не только его ноги, но и руки и главу, затем произносится ответ Спасителя: «Измовенный не требует токмо нозе умыти».

После омовения ног последнего священника архипастырь облачился в снятые прежде облачения и прочитал молитву, в которой просит омыть и души верующих.

Как напоминает библеист Анна Шмаина-Великанова, «Вечером в четверг происходит пасхальная трапеза – седер. Единственный обряд, который совершается дома. В каком-то смысле и тогда, и сегодня эта трапеза помогала евреям ощущать себя в полной мере народом Божиим. Семья, собравшаяся вокруг пасхального агнца, совершала священнодейство. И это, конечно, был самый главный праздник для семьи, для друзей: переодевания, маски, инсценировки исхода, принимали участие даже дети; а чтобы они не уснули, им обещали подарки.

Это совершенно особое захватывающее действие. Господь ведет седер по обычным правилам, но внося элементы нового, что было разрешено. Он произносит установительные слова, потому что во время такой трапезы нужно было все толковать – почему мы пьем это вино, почему мы едим этот хлеб. И Он толкует. Оставаясь в рамках традиции, Он полностью меняет ее изнутри. Когда Он говорит «агнец – это Я» (= «сие есть Тело Мое»), символ становится действительностью, искупление происходит на самом деле.

В детстве меня страшно тяготила мысль, как же они не узнали Иуду, если Господь прямо отвечает на вопрос Иоанна «тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам» (Ин.13:26). Теперь я могу ответить: Господь обмакнул и подал по куску пасхального хлеба – мацы каждому. Он разламывает мацу, обмакивает ее в горькую зелень и раздает участникам трапезы – так делает ведущий седера по традиции. Поэтому ответ не означает «такой-то», он означает «один из вас», «один из участников седера». Символически это говорит о том, что Господь не отталкивает предателя: Он и его причащает, но тот выбирает поступить, как задумал. Иуда уходит в ночь.

Почему же никто не обращает на это внимания? Иоанн объясняет, почему. Да, уходить с пасхального седера – дело неслыханное. Это примерно как Новый год у бабушки. Уж если ты пришел, то ничто не извиняет ухода из-за стола. За одним исключением: если, сев за стол, ты вспомнил, что ничего не дал нищим, то даже если уже звезда на небе, все равно – встань, пойди и дай. Это важнее всего остального. У Иуды денежный ящик. Господь ему  говорит, «что делаешь, делай скорее» (Ин.13:27). И все понимают так: «скорее, дай что-нибудь нищим! Беги, пока мы не завершили праздник!». 

Фото А. Клюйко

Оставить комментарий

Наверх