Шаблоны LeoTheme для Joomla.
GavickPro Joomla шаблоны

Вознесенский храм в Старом Осколе отметил своё 140-летие

https://pravosk.ru/wp-content/uploads/2022/05/1.jpgВознесенский храм в Старом Осколе отметил своё 140-летие, сообщил Информационный Митрополичий центр «Православное Осколье».

 

Как рассказывает автор сообщения Светлана Шестакова, директор дома-музея святителя Онуфрия (Гагалюка), «1 мая один из старейших храмов города отмечает солидный юбилей. О том, что пережил старец-храм за годы своего бытия, рассказываем в нашей статье.

Казацкая слобода – один из самых старых районов Старого Оскола. В XVI веке для защиты границ государства строились острожки – сторожевые станицы. Оскол был порубежной крепостью, и служба считалась ответственным делом, поэтому поручалась храбрым людям – казакам. Спектр их воинских обязанностей был широк: станичная, сторожевая, посольская и караульная службы, передача срочных сообщений, сопровождение важных грузов. Воеводы наделяли служилых землей и жалованием. Дворы казаков были устроены «на посаде в большом остроге» в северо-западном подгорном участке города. Они постепенно заселяли места вверх по течению реки Осколец, на правом и частично левом берегах. Слобода существует более 400 лет, название превратилось в топоним и до сих пор не вышло из употребления.

Вознесенский храм расположен на холме. Закладка происходила в 1870 году главным мастером – крестьянином Сергеем Ефимовичем Симоновым. Храм трехпрестольный: главный престол – в честь Вознесения Господня – и два придельных алтаря: правый – в честь Архангела Михаила; левый – в честь великомученика и целителя Пантелеимона. После проведения работ по благоустройству внутреннего убранства храм был освящен 1 мая 1882 года.

О первом настоятеле сведения немногочисленны. Не сохранилось его имя, но известно, что к 1887 году он уже 11 лет служил приходским священником.

С 14 июля 1889 г. настоятелем состоял священник Феодор Мильский. При нем организованы: библиотека, 2 земские школы – мужская и женская. В начале ХХ века нес послушание настоятеля священник Феодор Косминский. В это время в слободе открылась церковно-приходская школа, начальное обучение в которой могли получить дети из крестьянских семей. (Здание церковно-приходской школы сохранилось до сих пор – в нем находилась школа № 10). Псаломщиком при храме числился Феодор Чекрыгин.  

С 1903 г. обязанности диакона при храме исполнял Андрей Федоровский. В 1905 г. он состоит учителем местной церковно-приходской школы. А 7 декабря 1919 г. диакон Андрей рукоположен в сан священника и назначен в Вознесенскую церковь. Курским епархиальным управлением 30 октября 1922 г. по прошению и желанию прихожан он утвержден штатным священником.

К началу 1930-х годов от подрыва христианского уклада жизни советская власть перешла к яростному уничтожению православной веры в народе и самих храмов. После запрета звонить в колокола последовало их изъятие. Местные жители вспоминают, как во время коллективизации в 1929-1930 гг. сбрасывали колокола. Набатный колокол упал на паперть и разбил ступени крыльца.

В 1938 г., в связи с арестом отца Андрея Федоровского, церковь считалась бездействующей. Здание церкви властью использовалось под ссыпку зерна. Заявления группы верующих Вознесенской церкви о неправомочных действиях со стороны местной власти дошли до Верховного Совета РСФСР. 11 октября 1938 г. Старооскольский районный исполком постановил: «Обязать управляющего конторой “Заготзерно” в месячный срок освободить здание церкви из-под зерна, предоставить церковь верующим».

В справке райисполкома о действующих молитвенных заведениях по районам области указывается, что церковь Казацкой слободы того же с/совета на сентябрь 1940 года является бездействующей.

В Государственном архиве Курской области найдено заявление ктитора Вознесенской церкви П. Н. Константиновой с просьбой о разрешении регистрации священника. Исполком райсовета 23 ноября 1940 г. отписал, что ктитору П. Н. Константиновой разъяснено о нецелесообразности регистрации Андрея Федоровского служителем культа «как злостного неплательщика» и предложено ей подыскать другого священника, который будет зарегистрирован.

С 3 июля 1942 г. по 5 февраля 1943 г. Старооскольский край находился в зоне немецко-фашистской оккупации. Немалая роль в планах захватчиков отводилась вопросу возрождения религиозной жизни как важной части общей колонизации занятых земель. Для возрождения храмов и совершения служб создавались благоприятные условия. При этом немцы не оказывали помощи, и храмы существовали исключительно на добровольные пожертвования верующих.

В июле 1942 г. группа прихожан обратилась к священнику Александру Иваницкому с просьбой о том, чтобы он принял на себя обязанности настоятеля. С этого времени в Вознесенском храме стали совершаться регулярные службы. Псаломщиком числился Константин Есипов, а позже, с 27 сентября 1945 г., он был зарегистрирован уже в качестве священника Вознесенской церкви.

С установлением «нового порядка» в пригородных слободах под открытым небом появились лагеря для военнопленных. Был такой лагерь и у стен храма слободы Казацкой, а ее жители стали свидетелями зверств, которые совершались оккупантами в самом здании.

В 1944 г. религиозная община Вознесенского храма проходит регистрацию. Церковная жизнь оживает, и храм возрождается. В начале 1950-х годов отремонтирована крыша и деревянные полы, прошпаклеваны стены и потолки, выложена печь. Под куполом появилась люстра, в алтаре – семисвечник, хоругви. На окнах были восстановлены решетки. Снова зазвучал колокольный звон, разливавшийся на всю округу. Приходская жизнь потекла своим чередом.

В октябре 1960 г. советской властью предпринята очередная попытка закрыть Вознесенскую церковь.

Из жалобы Церковного совета на закрытие храма, хранящейся в архиве г. Курска: «…Вознесенская церковь служила без перерыва, никогда никому не передавалась, только перед войной, в 1941 г., Церковный совет по просьбе администрации Старооскольской конторы “Заготзерно” предоставил половину здания церкви под ссыпку зерна, временно, ввиду недостатка помещения у “Заготзерно”, а во второй половине здания продолжалась служба».

И все же 10 ноября 1961 г. религиозную общину с регистрационного учета сняли. Здание церкви было предписано переоборудовать под мастерские политехнического обучения.

Но этим планам не суждено было сбыться. Местные жители вспоминали, чтобы снять крест с центрального купола, зацепили его тросом и тянули трактором. Сорвать не удалось, только погнули. Остальные святыни сожгли на колхозном дворе, а в церкви некоторое время находился товарный склад. После его ликвидации здание оказалось бесхозным, подверглось разграблению, а потом и разрушению. Около тридцати лет храм стоял в запустении.

В 1987 г. городская «общественность» приняла решение реставрировать «памятник архитектуры» и открыть в нем музей этнографии.

Из письма Старооскольского Совета народных депутатов: «…средства на реставрацию данного памятника уже поступают от старооскольцев–атеистов на счет “Память” в отделении Жилсоцбанка». Однако депутатами было принято решение «храм оставить храмом».

И по милости Божией, благодаря ходатайству архиепископа Курского и Белгородского Ювеналия (Тарасова) в 1988 г. церковь открыли и передали в ведение религиозной общины.

Храм находился в плачевном состоянии. Полы, окна, крыша были разрушены. И тем не менее начались богослужения и работы по восстановлению храма. Вместо утраченных кованых декоративных решеток ограды, расхищенных в 1970-е годы, установлены новые. Появился резной деревянный иконостас, росписью украсили стены.

29 августа 1988 г. на разбитой паперти прошло первое богослужение, его возглавил владыка Ювеналий (Тарасов), а спустя месяц, 28 сентября, храм был освящен.

Восстановительные работы шли в течение 14 лет. В 2011 году были установлены новые купола, где центральный и четыре маленьких – отливают синевой. А купол на колокольне сияет золотом.

В настоящее время храм полностью восстановлен».

Оставить комментарий

Наверх